Re: Можно источник...
Добрый день!
>День добрый.
>> Углем русскую эскадру снабжали немцы, но на обратный путь [...] энтузиазма у немцев тоже не было.
>
>Можно источник?
Снабжение эскадры углем на маршруте взяла на себя по контракту германская Гамбургско-Американская пароходная компания.
В.Ю. Грибовский. РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ТИХОГО ОКЕАНА, 1898-1905
"Эскадра в январе-феврале 1905 г. была задержана на Мадагаскаре отказом угольщиков Гамбургско-Американской Компании снабжать корабли, "ввиду вновь объявленных Великобританией правил нейтралитета, а именно распространение на колонии Индийского океана, Малаккского пролива, Южно-Китайского моря и Дальнего Востока запрета снабжения углем и другими запасами вооруженных судов, идущих на театр военных действий, компания отказывается поставлять уголь нашей эскадре вне территориальных вод, обеспечивающих безопасность угольщиков, а потому о погрузках угля в океане… не может быть и речи…".
"Капитаны угольных пароходов… заявили о получении ими предписания не идти… далее Мадагаскара. Возникшие переговоры по этому поводу с Ко окончились 2 февраля разрешением следовать угольщикам с эскадрой… до Зондского архипелага…". После добавочных условий, которые, по словам командующего, "ставят эскадру в возможность оказаться без угля", долгих переговоров капитанам угольных транспортов было указано идти дальше, "подчиняясь всем требованиям адмирала Рожественского".
"Морские бои и сражения русско-японской войны, или причина поражения: кризис управления" И.М. Кокцинский.
То есть немцы фактически саботирвали снабжение эскадры.
О том, что контракт на снабжение углем во время обратной дороги в Балтийское море не мог быть быстро реализован (и не мог быть реализован вообще) пишет Крестьянинов.
>> Непрерывно нарастало число отказов и поломок
>
>Можно источник?
На последнем переходе участились аварии и поломки механизмов. Много раз вся эскадра принуждена была часами стоять в океане без движения, ожидая, пока исправлялись повреждения вышедшего из строя корабля. Но стоило эскадре тронуться дальше, как немедленно обнаруживался следующий кандидат на получение своей порции ругательных сигналов адмирала. Наши механики утверждают, что в участившихся поломках механизмов виноват сам адмирал. Он устраивает очередные эскадренные скандалы из-за каждой вынужденной остановки. Но во время происшедшей задержки ни один корабль не знает, сколько времени продлится остановка, и поэтому не может воспользоваться ей, чтобы исправить собственные дефекты. Например, двое суток назад мы простояли всю ночь, пока «Бородино» менял лопнувший бугель маршаллевского парораспределительного устройства. В это же время на «Орле» давно грелся подшипник в коридоре правого вала. Необходимо было вскрыть подшипник, осмотреть его и перебрать, на что требовалось не более трех часов. Но как старший механик мог решиться на это во время вынужденной остановки, если было неизвестно, когда тронемся дальше? И наши механики, скрепя сердце, пускают в ход «охлаждение» теплой забортной водой в надежде дотянуть до ближайшей якорной стоянки. А через час приходится самим поднимать сигнал о неисправности подшипника с просьбой остановиться для исправления.
Владимир Костенко. На «Орле» в Цусиме Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг.