Межведомственная комиссия обсудила аванпроекты истребителя 5–го поколения
В Главном штабе Военно-воздушных сил состоялось рабочее заседание межведомственной комиссии, на котором были рассмотрены аванпроекты по созданию боевого самолета пятого поколения.
Как сообщил высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе, в заседании, которое прошло под руководством главнокомандующего ВВС генерал-полковника Владимира Михайлова и генерального директора Российского авиационно-космического агентства Юрия Коптева, приняли участие более 120 представителей Минобороны и ОПК России.
По сообщению источника, были рассмотрены обзорные доклады главных конструкторов трех авиастроительных фирм, приглашенных к участию в конкурсе аванпроектов — ОКБ Сухого, Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» и ОКБ Яковлева.
Никакого конкретного решения пока не принято, главком ВВС дал конкурсантам дополнительное время на доработку аванпроектов, отметил источник.
По его словам, участники совещания договорились консолидировать усилия при создании боевого самолета 5–го поколения. Один из лучших докладов сделал заместитель генерального конструктора РСК «МиГ» Владимир Барковский.
По оценкам экспертов, предусматривается следующая этапность разработки самолета пятого поколения. На первом этапе (до 2005–2006 гг.) будет создаваться его модификация, ориентированная, в первую очередь, на экспорт. На 60% ее конструкция будет совпадать с конструкцией модификации для ВВС, работы по которой будут вестись одновременно. Остальные 40% предполагается доработать в основном на средства, полученные от контрактов с инозаказчиками.
Эту работу планируется провести в период до 2008-2009 гг., чтобы примерно с 2010 года начать серийное производство перспективной машины.
Отличительными чертами истребителя пятого поколения будут многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей), сверхманевренность (возможность выполнять управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки), малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя взлетно-посадочные полосы длиной 300–400 метров.
(Интерфакс-АВН, 06.03.02 г.)
=============================
Победы «всухую» не получилось
ВВС не спешат с выбором разработчика истребителя пятого поколения
В главкомате ВВС состоялось совещание, на котором был рассмотрен ход работ по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА), который более известен широкой общественности как «истребитель пятого поколения». Приказ о создании конкурсной комиссии по этому проекту был подписан 10 января 2002 года. Предполагалось, что за три месяца удастся рассмотреть аванпроекты конкурирующих фирм и до конца 1 квартала текущего года выбрать головного исполнителя программы.
На вчерашнем заседании председательствовал главком ВВС Владимир Михайлов и присутствовал руководитель Росавиакосмоса Юрий Коптев. Выступили представители двух фирм, претендующих на роль подрядчиков. Проект «ОКБ Сухого» защищал его глава Михаил Погосян. От РСК «МиГ» выступил руководитель инженерного центра компании Владимир Барковский. Обе фирмы в качестве соисполнителя привлекают ОКБ имени Яковлева.
Официальная информация о совещании чрезвычайно скупа. Однако, по имеющимся сведениям, оно не стало решающим в судьбе российского истребителя пятого поколения.
Это неудивительно. Ранее основными «толкачами» программы были вице-премьер Илья Клебанов и Юрий Коптев. Оба чиновника — сторонники передачи заказа «ОКБ Сухого». Некоторые эксперты даже утверждали, что вопрос решен и конкурс необходим лишь для оформления кулуарно принятого решения.
Ныне ситуация изменилась. По имеющейся информации, генерал-полковник Михайлов в последние месяцы взял программу ПАК ФА под личный контроль. Представители промышленности говорят, что новый главком в гораздо большей степени, чем остальные госчиновники, восприимчив к техническим и финансовым аргументам и не поддается лоббистскому давлению. По-видимому, в новых условиях выбор «головника» по программе ПАК ФА затянется.
Перед ВВС стоит исключительно сложная задача. С одной стороны, с определением перспектив развития истребительной авиации нельзя медлить. Россия и так отстает от США как минимум на 10 лет. Еще через пять лет в строй войдут легкие тактические истребители F–35, ориентированные на завоевание большей части мирового оружейного рынка.
С другой стороны, программа ПАК ФА, еще не развернувшись, уже подвергается критике как нереалистичная. Новый самолет предлагается довести от аванпроекта до опытной серии менее чем за 9 лет (в нашей стране и в мире истребители четвертого и пятого поколений быстрее чем за 15 не создавались). Государство обещает в период до 2010 года выделить на ПАК ФА 1,5 млрд. долл. Это само по себе непросто — ВВС получают по госзаказу менее 200 млн. долл. в год и тратят их в основном на другие нужды. При этом, по оценке одного из сторонников программы в ее нынешнем виде Юрия Коптева, госфинансирование покроет не более
20–22% стоимости разработки ПАК ФА. Для сравнения: на исследования и разработку F–35 Пентагон выделил около 23 млрд. долл. По мнению экспертов, экспортные доходы, если их изъять у заводов, могут дать не более 1 млрд. долл. Утверждается, что недостающие суммы могут быть получены от зарубежных партнеров.
Однако в России мало опыта ведения под государственным руководством крупных интернациональных программ такого масштаба. Наши чиновники всячески сопротивляются созданию рыночных механизмов управления проектами, таких, как консорциумы. Ставка делается на волевые решения, что не устраивает промышленность. Тем не менее крепнет понимание того, что разработка истребителя пятого поколения только тогда сдвинется с места, когда программа станет привлекательной с точки зрения инвестиций и для государства, и для предприятий, и для иностранных партнеров.
(Независимая газета, 06.03.02 г.)
==================================
На доработку отправлен план создания истребителя пятого поколения
Состоявшееся 5 марта совещание в главкомате ВВС, вопреки первоначальным планам бывшего вице-премьера Ильи Клебанова, так и не выбрало проект истребителя пятого поколения. Решено еще раз всесторонне изучить проблему, причем под контролем главкома ВВС Владимира Михайлова. Это означает, что не стоит уже в первом полугодии ожидать начала работ по истребителю, создание которого должно было стать одной из главных научно-промышленных программ России.
Как сообщил источник в одной из оборонно-промышленных компаний, на вчерашнем совещании, в котором участвовали военные и представители авиапрома, были представлены два аванпроекта самолета пятого поколения (или, как его называют военные, ПАК ФА — перспективного авиакомплекса фронтовой авиации). Эти аванпроекты были подготовлены РСК «МиГ» и ОКБ Сухого. Первоначально планировалось, что будут приняты конкретные решения, которые откроют путь к проведению тендера и началу работы над конкретным проектом. Будучи вице-премьером, Илья Клебанов заявлял, что определиться с выбором конкретного проекта необходимо в I квартале. По его словам, первоначальные затраты на разработку новой машины должны были составить $ 1,5 млрд. в течение нескольких лет, которые планировалось получить как из бюджета, так и за счет средств от экспортных контрактов ВПК. Однако совещание в главкомате ВВС решило не торопиться и, как сообщил источник, «рассмотреть еще раз все военно-технические и финансовые аспекты проблемы», причем не ограничивать этот дополнительный анализ жесткими временными рамками. Было также решено, что контролировать эту работу будет главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов. В пресс-службе ВВС, как и в фирмах Микояна и Сухого, подтвердили факт совещания, но не стали говорить о его результатах.
По мнению источника в ВПК, такой результат совещания означает не только ревизию одного из планов Ильи Клебанова, но и аппаратную неудачу главы ОКБ Сухого Михаила Погосяна, который является одним из горячих энтузиастов скорейшего начала работ по созданию новой машины. Одновременно это означает некоторый выигрыш серийных заводов, производящих российские самолеты на экспорт, — ведь лишение их части экспортной выручки под новую программу на данном этапе откладывается. А военные заказчики теперь будут решать судьбу этого самолета без давления со стороны политиков.
По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, «если смотреть с чисто военной точки зрения, то это правильное решение, так как проблемы ВВС знают сами ВВС. Проблема заключается в том, что ВВС в принципе не нуждаются в самолете пятого поколения и в ближайшие 15 лет удовлетворятся модернизацией имеющихся самолетов Су–27 и МиГ–29».
Но, по мнению эксперта, проект нового самолета — скорее не военная, а научно-промышленная программа, своего рода уменьшенный аналог американской ПРО, которая создается тоже не против реальных военных противников, а для развития промышленности и технологий.
Цена вопроса
Программа создания самолета пятого поколения оценивается примерно в $ 1,5 млрд. К серийному производству самолет нового поколения должен быть готов в 2008–2009 г. Это будет машина с взлетной массой около 20 т. (тяжелее истребителя МиГ–29, но легче Су–27). Самолет должен будет обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, малой радиолокационной заметностью, сверхманевренностью, способностью совершать короткие взлет и посадку. Предполагается, что российский истребитель пятого поколения станет симметричным ответом России на запуск США в производства истребителя F–35. Итоги тендера по этой программе Пентагон подвел в октябре прошлого года. На запуск серийного производства истребителя и закупку около 3000 F–35 США готовы более $–200 млрд.
(Ведомости, 06.03.02 г.)
==================================
Шансов на разработку двигателя для военного самолета 5–го поколения больше у НПО «Сатурн» — Клебанов
Шансов на разработку двигателя для военных самолетов пятого поколения больше у НПО «Сатурн», заявил глава Минпромнауки Илья Клебанов на пресс-конференции в Ярославле после совещания «Основные направления развития оборонно-промышленного комплекса Центрального федерального округа России».
«Рыбинские моторы», входящие в НПО «Сатурн», уже занимаются, в частности, созданием двигателей поколения «четыре плюс», уточнил И. Клебанов.
По словам министра, «Пермские моторы» занимаются сегодня разработкой двигателей для военно-транспортных самолетов, и у них несколько другой объем работ.
Как сообщил И. Клебанов, реформирование ОПК будет проводиться так, чтобы оптимизировать систему имеющихся в России предприятий. В частности, в авиации будет стоять цель — разработать самолеты нового поколения, предприятия электроники должны будут заниматься созданием отечественной компонентной базы.
По словам министра, в ближайшие годы, благодаря реформированию ОПК, загрузка мощностей должна быть не менее 30%, в то время как сейчас она, порой, на некоторых предприятиях не достигает и 5%.
Как отметил министр, влияние государства на создаваемые структуры в ОПК «будет максимальным». Вместе с тем сейчас делается все, чтобы налогооблагаемая база, в том числе и база регионов, по максимуму оставалась на предприятиях.
(Интерфакс, 06.03.02 г.)
===============================
Гендиректор «Росавиакосмоса» Ю. Коптев высказался за создание новейших авиационных двигателей на НПО «Сатурн»
Авиационные двигатели 5–го поколения должны создаваться на научно-производственном объединении «Сатурн» в Рыбинске, считает генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев. Он заявил об этом в Ярославле на совещании по проблемам оборонно-промышленного комплекса.
Возможность выпуска таких двигателей на «Сатурне» подтвердил и участвовавший в совещании министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов.
Со своей стороны, выступая на совещании гендиректор «Сатурна» Юрий Ласточкин сообщил, что в настоящее время в России силовые установки для летательных аппаратов производят 33 компании, в США — 3–4. В современных условиях это — «чрезмерная роскошь», сказал он. По мнению Ласточкина, следует выбрать базовое предприятие, на котором были бы сконцентрированы все основные государственные ресурсы.
Коптев сообщил, что Российское авиакосмическое агентство взаимодействует с 237 предприятиями ОПК, на которых работает около 320 тыс. человек. Россия может создавать конкурентоспособную технику, заметил он.
Но для того, «чтобы развиваться, а не только выживать», необходимо принятие срочных мер, считает он. По мнению генерального директора «Росавиакосмоса», нынешний объем инвестиционных программ не обеспечивает сохранение технологического уровня отрасли. Основные фонды изношены на 60%, а мощности предприятий загружены на 40%.
(РИА «Новости», 06.03.02 г.)
============================
Начались летные испытания двигателя АЛ–31Ф с повышенной тягой
Начались летные испытания модернизированного авиационного двигателя АЛ–31Ф с повышенной на 1 т. тягой на форсажном режиме работы, сообщил информированный источник на Московском машиностроительном производственном предприятии «Салют», где была проведена модернизация двигателя.
По словам источника, летные испытания модернизированного двигателя проводятся на истребителе Су–27. Эта машина имеет так называемую «косую» силовую установку, состоящую из одного штатного двигателя АЛ–31Ф тягой до 12,5 т. и одного модернизированного двигателя того же типа с увеличенной до 13,5 т. тягой. Летные испытания нового двигателя продлятся примерно год.
Программой дальнейшей модернизации двигателя АЛ–31Ф, принятой ММПП «Салют», предусмотрено поэтапное увеличение тяги двигателя до 15–16 т. Летные испытания модернизированного двигателя АЛ–31Ф тягой 14–14,3 т. планируется начать летом 2002 года.