От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.12.2013 00:25:58 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

HMS "Java" - последнее поражение

Приветствую!

На этом эпизоде, думаю, закончим выкладки, ибо надо постараться закончить книгу под НГ, как обещал. Изредка буду появляться в ЖЖ, ну а тему англо-американской войны затронем еще раз, когда книга будет закончена.

Уоррен прибыл в Галифакс 26 сентября 1812 года, 30-го в Филадельфию был послан фрегат «Джюнон» с письмом к президенту Джеймсу Монро. В нем предлагалось остановить военные действия, и давались гарантии, что Британия прекратит практику «прессинга» в отношении любых американских кораблей и судов. Кроме того, была написана прокламация, обращенная ко всем дезертирам Роял Неви в американском флоте. В ней сообщалось, что дезертиры не будут подвергаться преследованиям, более того – они получат оплату в полной мере даже за период дезертирства и службы под чужим флагом. Эта прокламация был перепечатана всеми газетами 5 октября 1812 года, но особого эффекта не дала.
Что касается каперской войны – Уоррен, как до этого и Сойер, был связан приказами Адмиралтейства ни в коем случае не нарушить снабжение армии Веллингтона американской пшеницей. И все-таки в ноябре 1812 года была объявлена блокада Чезапикского залива и устья реки Делавэр. Но выделить на блокаду англичане смогли всего три фрегата, два шлюпа, два брига и две шхуны, все остальные силы были отданы под сопровождение конвоев. 16-пушечный бриг «Лаура», посланный с Ямайки на усиление Североамериканской станции, был перехвачен французским 15-пушечным приватиром «Дилижан». Командир «Лауры» лейтенант Хантер был тяжело ранен, и мичман Джон Купер сдал судно противнику (хотя потери у французов – 19 человек, у англичан – всего 15 человек; позже Купер был повешен за сдачу корабля), француз отконвоировал приз в Филадельфию и сдал его за 24 тысячи долларов американцам. Чуть позже 28-пушечный шлюп «Барбадос» и три торговых судна налетели на мели у Сэйбл Айленд. Сбросив часть груза и пушек корабли смогли освободиться, но в Галифаксе «Барбадос» встал на ремонт. За октябрь у берегов Новой Шотландии англичанами от навигационных аварий были потеряны один корвет, два шлюпа и один куттер. Уоррен принимал самые строгие меры по результату этих происшествий, он с горечью отмечал, что «как оказалось, наши кэптены совершенно не знают наших же вод».
12 октября 1812 года фрегат «Нимф», пришедший в Галифакс, сообщил, что видел у Ньюфаундлендской банки отряд американских фрегатов, движущийся на северо-восток. Тотчас же в море вышли фрегаты «Шеннон», «Нимф», «Тенедос» и бриг «Керлью» (Curlew). Соединения «слонов» они не обнаружили, но смогли захватить американское каперское судно «Вили Рейнард», и 18-пушечный бриг-приватир «Форн» (Thorn), а четырьмя днями ранее британский бриг «Мейдстоун» взял 14-пушечный «Рапид».
Ну а под занавес 1812 года британцы потерпели еще одно обидное поражение. Оно было тем более обидно, что опять наступили на те же грабли. 29 декабря 1812 года 44-пушечный фрегат «Конститьюшн», крейсирующий у северного побережья Бразилии, в 10.00 заметил паруса на северо-западе. Капитан американского 44-пушечника Уильям Бэйнбридж приказал взять курс на этот корабль. Вскоре он сблизился и потребовал поднять опознавательные знаки, однако корабль (38-пушечный британский фрегат «Ява»[1], французской постройки, захваченный в 1811 году на Маврикии) флага не поднимал и уходил на северо-запад. Бэйнбридж скомандовал погоню.
Из судового журнала «Конститьюшн»:
«Среда, 30 декабря 1812 года. В 12.45 при умеренном бризе и ясной погоде поставили все паруса и начали сближение с неприятелем. В 13.26 сблизились на 1500 ярдов, взяли рифы на гроте и повернули бортом к противнику. 13.50 противник повернул с намерением обрезать нам нос, но мы так же взяли на два румба правее. В 14.00, будучи в полумиле от нас, фрегат поднял на бизани Юнион-Джек, что побудило нас открыть огонь».
Бэйнбридж в отличие от Декейтера решительно сблизился с британским фрегатом и обрушил на него всю мощь двадцати четырех 24-фунтовых орудий и тридцати 32-фунтовых карронад. Кэптен Генри Ламберт был довольно опытным командиром, к тому же на «Яве» было больше моряков, чем положено по штату (397 человек[2]), но его бортовому залпу в 564 фунта «Конститьюшн» мог противопоставить бортовой залп в 786 фунтов. Тем не менее, сначала огонь «Явы» был довольно силен, Бэйнбридж получил ранение в ногу. С 14.10 бой перешел в активную фазу и корабли обменивались залпами раз в три минуты, беспрестанно маневрируя. В 14.30 англичане накрыли картечью мостик, в 14.50 на «Яве» была сбита грот-рея и часть бизани. Бой продолжался. 15.00 – «Конститьюшн» дает продольный залп по противнику и повреждает ему бушприт. 15.05 – у американцев пробит фок, 15.15 – порван грот. В 15.40 с близкого расстояния «Конститьюшн» обрушивает лавину металла на «Яву» (в этот момент на шканцах погиб кэптен Ламберт, сраженный картечью), за 15 минут сбита бизань, повреждена фок-мачта, перебиты штаги на грот-мачте. В 16.20 у британца рухнула грот-мачта, был отстрелен бушприт, фрегат был практически превращен в развалину, на нем пылали пожары. К 16.35 на «Яве» было убито 22 человека (в том числе и капитан), ранено – 102, и британский фрегат капитулировал. Потери на «Конститьюшн» были меньше, но тоже довольно серьезные – 9 убитых и 52 раненных (в числе последних и капитан Бэйнбридж)[3].
Сдавшийся «Ява» еле держался на воде, поэтому Бэйнбридж не мог отконвоировать его к берегам США, и было решено его взорвать. Заложили подрывные патроны и наблюдали, как «Ява» исчезла в ослепительной вспышке. Остатки команды британского фрегата были высажены в бразильском Сан-Сальвадоре, и позже были отправлены в Галифакс. 23 апреля 1813 года на борту «Гладиатора» состоялось заседание трибунала по поводу сдачи «Явы». Суд оправдал действия капитана и экипажа во время боя, и подтвердил, что матросы и офицеры «Явы» сохранили свою честь и доблестно сражались до последней возможности.
Итого, за четыре неполных месяца британцы потеряли в боях со «слонами» три 38-пушечных фрегата. В «Naval Chronicle» очередная статья говорила о том, что Англия переживает национальный позор. Но речь была уже даже не о стыде, а о том, что делать дальше. Предлагалось все более-менее крепкие фрегаты оснастить 24-фунтовыми орудиями (назывались они даже поименно - «Лавиния», «Кембриэн», «Андонтенд», «Акбар», «Индефетигейбл», «Эндимион», «Юнит» и «Акаста») и отправить к берегам Северной Америки для блокады портов США.
Оппозиция обвиняла адмиралов в некомпетентности и небрежении своими обязанностями. Безотносительно партийных предпочтений все призывали Адмиралтейство найти выход из проблемы, и найти его быстро, пока не стало слишком поздно.
Эта критика попала на благодатную почву. Даже Их Лордствам стало понятно, что с кораблями, несущими орудия линкорного калибра и имеющими толстые «линкорные» борта, надо бороться именно линкорами. Но, помятуя о том, что английские 74-пушечники имели гораздо меньшую скорость, было решено вернуться к практике 1794 года и срезать (razee) верхние деки на нескольких двухдечниках. Это позволяло резко увеличить скорость линкоров, и сильно уменьшить парусность корпуса. Уже в ноябре 1812 года Адмиралтейство сообщило Уоррену, что решило «срезать» до 58-пушечных три 74-пушечника: «Голиаф», «Маджестик» и «Сатурн». Эти корабли несли по двадцать восемь 32-фунтовых пушек и тридцать 42-фунтовых карронад и имели вес бортового залпа в 1078 фунтов, то есть превосходили хамфрисовские фрегаты в этом компоненте примерно на треть. Скорость их достигала 11-12 узлов, что было приемлемо, при этом толщина борта стандартного 74-пушечника в районе гон-дека была 60-70 см, то есть сравнима с «бронированием» «слонов». Кроме того, корпус стандартного 74-пушечника был короче, нежели корпус хамфрисовского фрегата, и, следовательно, продольные связи на нем были более прочными
Так же пообещали ускорить ремонт «Эндимиона», который, как мы помним, был единственным английским 44-пушечным супер-фрегатом, и сразу же по окончании работ прислать его в Галифакс, чтобы противодействовать американским «слонам». 20 ноября в усиление Уоррену были отосланы 74-пушечные «Викториес» и «Рамиллиес» (в Галифакс они прибыли 13 декабря 1812 года), кроме того Североамериканской станцией были запрошены 6 или 7 фрегатов, для обеспечения эскортов конвоев. В резком письме, написанном Уорреном в Адмиралтейство, он перечислял все трудности, которые возникли перед ним и его подчиненными. Там сообщалось, что с 18 октября по 25 декабря 1812 американские каперы захватили 156 британских торговых судов. В свою очередь англичане взяли:
3 ноября - бриги «Мейдстоун» и «Акаста»;
25 ноября – шхуны «Джозеф и Мэри» и «Нарциссус»;
4 декабря – шхуны «Санто-Доминго», «Ревендж» и «Пэз»;
12 декабря – бриги «Талип» и «Аталанте»;
25 декабря – шлюпы «Геральд» и «Пуатье».
Ситуация критическая, говорил в другом своем письме от 29 декабря 1812 года Уоррен. Он просил по возможности для организации блокады американских портов прислать из европейских вод 74-пушечники «Ла-Хог», «Вэлиант», «Септр» и «Плантагенет». Кроме того, для плотной блокады необходимо иметь не менее тридцати 36- или 38-пушечных фрегатов. Уоррен говорил, что действия от обороны (а защита своей торговли и сопровождение конвоев – это оборонительные стредства) просто дали американцам время развернуть полномасштабную каперскую войну.

СНОСКИ:

[1] 12 ноября фрегат «Ява» отплыл из Бомбея, имея важные письма к адмиралу Корнуоллису.
[2] «Ява» помимо собственной команды вез пополнение на Флот Канала.
[3] Данные по British Public Record Office, Admiralty 1/5435.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота