"Рособоронэкспорт" заключил с "Северной верфью" договор комиссии на строительство 2-х эсминцев проекта 956ЭМ стоимостью 1,4 млрд. долл. для ВМС Китая
2.04.2002 15:23 | АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
ФГУП "Рособоронэкспорт" заключило договор комиссии с ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" /Санкт-Петербург/ на выполнение контракта по строительству 2-х эсминцев проекта 956ЭМ /класс "Современный"/ для ВМС Китая, сообщил во вторник ПРАЙМ-ТАСС источник, близкий к аппарату правительства РФ.
По информации источника, в ближайшее время, скорее всего в течение апреля, будет подготовлено распоряжение правительства, предписывающее "Северной верфи" приступить к исполнению заказа.
В пресс-службе холдинга "Новые программы и концепции", владеющего контрольным пакетом акций "Северной верфи", от комментариев воздержались.
Как сообщал ранее ПРАЙМ-ТАСС, Российское агентство по судостроению 21 марта дало поручение ФГУП "Рособоронэкспорт" заключить договор комиссии с "Северной верфью" на выполнение контракта. На получение заказа также претендовало ОАО "Балтийский завод" /Санкт-Петербург/. В качестве возможного исполнителя называлось и ГУП "Адмиралтейские верфи" /Санкт-Петербург/.
"Рособоронэкспорт" 3 января 2002 г. заключил контракт на сумму 1,4 млрд долл. на поставку двух эсминцев в Китай. Корабли, которые должны обладать модернизированной системой авиационного, ракетного и противолодочного вооружения, а также новым гидроакустическим комплексом, должны быть переданы заказчику до 2006 г.
Руководство "Балтийского завода" в середине марта направляло письмо в адрес премьер-министра РФ Михаила Касьянова с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг контракта, поскольку у предприятия имелись "серьезные опасения" в том, что судьба заказа будет решена с помощью "подковерных интриг" и исполнителем заказа будет назван не "Балтийский завод". В конце января 2002 г. гендиректор предприятия Олег Шуляковский заявлял, что завод признан победителем тендера на строительство эсминцев и рассчитывает в феврале 2002 г. подписать с "Рособоронэкспортом" соответствующий договор комиссии.
При этом пресс-служба "Балтийского завода" подчеркивала, что предприятие является единственным в РФ производителем некоторых видов судового энергетического и машиностроительного оборудования /котлы, гребные винты, гребные валы/. Таким образом, без участия "Балтийского завода" выполнение заказа на строительство эсминцев для Китая невозможно. Однако, участие в контракте в качестве простого изготовителя комплектующих предприятию невыгодно.
Позднее высокопоставленный источник в российском ВПК сообщил ПРАЙМ-ТАСС, что выполнение контракта может быть поручено ГП "Адмиралтейские верфи", хотя основными конкурентами на получение заказа являлись петербургские "Балтийский завод" и "Северная верфь".
"Балтийский завод" в настоящее время выполняет миллиардный контракт на строительство 3-х фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии /последний должен быть сдан заказчику в 2003 г. и есть шанс получить заказ от этой страны на постройку еще 3 фрегатов/.
По мнению источника в ВПК, крайне сложным было бы совместить выполнение на одном предприятии заказов для Индии и Китая, поскольку эти страны закупают вооружение, в частности, для возможного противодействия друг другу. Это стало бы нарушением правил негласного военно-дипломатического этикета, отметил источник. Кроме того, "Балтийский завод", хотя и является одним из крупнейших российских судостроительных предприятий, не обладает опытом и технологиями строительства этих классов кораблей и будет вынужден потратить более полугода для начала работ над выполнением контракта.
В то же время "Северная верфь" способна сразу приступить к практической реализации контракта, так как все подготовительные работы уже проведены. На "Северной верфи" были построены 19 эсминцев, в том числе 17 кораблей проекта 956 для российского ВМФ и 2 - проекта 956Э для Китая.
Однако у завода есть проблемы с выполнением обязательств перед бюджетом РФ. Так, в 1997 г. госбюджет выделил "Северной верфи" 610 млн. долл на строительство двух корпусов эсминцев для ВМС Китая.
По словам лидера думской фракции "Единство" Владимира Пехтина, на момент передачи судов от Минобороны на баланс "Северной верфи" готовность корпусов составляла у одного 70 проц., а другого 30 проц., а значит государству должно быть возвращено около 300 млн. долл. "Северная верфь" признает лишь 182,6 млн. руб. задолженности. Договоренность о возвращении этой суммы достигнута между предприятием, Минобороны, "Росвооружением" и Главкоматом ВМФ РФ в 2000 г.
В настоящее время Счетная палата РФ осуществляет проверку "Северной верфи". На заводе не отрицают своей задолженности перед федеральным бюджетом РФ за 2 ранее поставленных в 2001 г. в Китай эсминца, подчеркивая при этом, что размер, сроки и источники перечисления средств в бюджет определит правительство РФ после подведения окончательных итогов контракта /срок гарантийной эксплуатации второго из переданных эсминцев истек в марте 2002 г/ и подписания окончательного документа по передаче кораблей заказчику.
Планируется, что результаты проверки "Северной верфи" будут обнародованы в конце апреля 2002 г.
В марте группа компаний "ИСТ", владеющая контрольным пакетом акций "Балтийского завода", завершила сделку по приобретению 18,8 проц. акций "Северной верфи". Позднее компания "Пресс-инвест", близкая к "ИСТу" и также являющаяся акционером "Северной верфи", обратилась в суд с требованием взыскать с верфи 175,870 тыс. руб. вследствие неправильного начисления дивидендов за 2000 г. "Пресс-инвест" просил суд сделать соответствующий запрос и истребовать у ответчика финансовую отчетность.
Как сообщил ПРАЙМ-ТАСС директор департамента РR группы "ИСТ" Антон Лаптев, группа "ИСТ" как новый акционер "Северной верфи", планирует "выяснить, куда нецелевым образом были направлены 200 млн. долл., полученные предприятием за выполнение контракта по строительству эсминцев для ВМС Китая".