КИМ ПХУГ – ЖЕРТВА НАПАЛМА
--------------------------------------------------------------------------------
Девятилетняя девочка с расширенными от страха глазами, с обоженной кожей, с распростертыми руками и искаженным от крика ртом бежит прямо в камеру. Рядом с ней мальчик. Детям страшно. Очень страшно – в них стреляют. Смерть сеют сверху, из вертолетов. На заднем фоне, прямо за детьми, черные тяжелые тучи, еще более подчеркивающие ужасающее положение детей. Страх везде – на лицах детей, в тучах, в воздухе.
Эта фотография была опубликована на страницах многих газет и журналов. Мир должен был почувствовать ужас и абсурдность войны. Войны как таковой.
В 1972 году маленькую деревеньку Транг Банг, что во Вьетнаме, бомбили зажигательными бомбами. В разработке операции принимал участие и Джон Плуммер, пилот вертолета. И в течение двадцати четырех лет, с того дня, как эта обличающая войну фотография обошла мир, он не находил покоя. Его мучили ночные кошмары. Перед глазами днем и ночью стояла объятая ужасом девочка. Он хотел найти эту девочку, хотел извиниться перед ней. Но не мог. Он хотел забыть Вьетнам. Забыть навсегда. И начал пить, разошелся с женой.
А между тем в далеком Вьетнаме маленькая Ким Пхуг боролась за жизнь. Напалм сжег пятьдесят процентов ее кожи. Ожоги тяжелые, не каждый выходит в этой борьбе победителем.
Десять лет мир ничего не слышал об этой девочке, пока в 1982 году немецкий журналист не запросил вьетнамское правительство о судьбе этой девочки. Поиски продолжались два года.
Ким Пхуг, уже студентку, правительство направляет в ее родную деревню, чтобы использовать ее для пропаганды. Годы ей приходилось давать интервью, пока не сдали нервы.
Боль души и боль физическую от полученных ожогов она приносила богам своей религии, но покой и утешение, мир и радость нашла только в Иисусе Христе. Когда приняла Его своим Спасителем.
В 1986 году она уезжает на Кубу учиться, где в 1992 году выходит замуж за своего земляка, тоже студента.
С острова Свободы путь ее лежит в Канаду. Она получает гражданство этой страны и переезжает с семьей в Страну кленового листа. Вместе с мужем и двумя сыновьями она принимает активное участие в жизни общины, членами которой они являются.
В Канаде она создает фонд по оказанию помощи детям – жертвам войны.
Ее часто спрашивают, как она может все время улыбаться. «Я никогда не была рассержена на мир и людей. Господь создал меня радостной. Он же создал тот день, когда меня обожгли напалмом и сфотографировали. Он вдохнул в меня жизнь и изменил ее. Исцелил меня тоже Он».
В 1996 году Ким приезжает в Вашингтон, чтобы возложить венок мира к мемориалу жертвам Вьетнамской войны. Сюда же прибывает Джон Плуммер с группой пилотов, участников этой войны. Ким произносит перед собравшимися речь, говорит о том, что она не держит зла на людей, которые принесли ей столько боли и горя. В мире страдают многие, и немало ее земляков пострадали намного больше нее. Простила она и тех, кто сбрасывал на ее деревню напалмовые бомбы.
Джону стоило больших усилий пробраться через толпу народа. Ей он представился как пилот, ответственный за бомбардировку ее родной деревни.
Разговор был недолгим. Ким видела в его глазах страдание и боль, и она протянула к нему руки, обняла его и сказала: «Я прощаю тебя».
С тех пор Ким и Джон – очень хорошие друзья, они часто разговаривают по телефону, встречаются семьями.
Сегодня Джон – пастор методистской церкви в Вирджинии.
====================== http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg042002/Tetrad/art11_8.htm
ДЕВОЧКА, ПЕРЕЖИВШАЯ НАПАЛМ
Ким Фук, протагонист ставшего в свое время мифом фотоснимка из Вьетнама, борется в защиту маленьких жертв мировых конфликтов.
Когда в 1965 году Ник Ут прибыл в корпункт Ассошиэйтед Пресс в Сайгоне, он не умел держать в руках фотокамеру. Понемногу освоившись, 8 июня 1972 года он оказался на шоссе номер 1, соединявшем Вьетнам с Камбоджей и подвергавшемся наиболее интенсивным бомбардировкам вблизи населенного пункта Трангбанг. Два американских бомбардировщика только что сбросили несколько напалмовых бомб, чтобы “выкурить” обосновавшихся в деревне вьетконговцев. Плотная завеса дыма накрыла дорогу и нескольких солдат на переднем плане.
Едва Ник Ут нацелил на них свою камеру, как неожиданно из завесы тумана, смердящего жженым бензином, появились пятеро бегущих детей. Одна девочка, лет девяти, была абсолютно голой – одежда ее была сорвана огнем зажигательных бомб. Та девочка, Ким Фук, и та фотография, завоевавшая Пулитцеровскую премию, стали символом ужаса войны и изменили ее курс во Вьетнаме. “Я часто думала о том, что стало бы со мной, если бы не это фото. Наверняка я была бы мертва”, – сказала Ким Фук во время нашей встречи в Мадриде. Улыбающаяся, в красном платье в белый горох, Фук укрылась от жары в своей комнате, так как большая часть ее кожи, та, что была пересажена, не пропускает воздуха. Она говорит, что научилась “не думать о боли”, но раны – из-за них она девочкой провела 14 месяцев в госпитале, где перенесла 17 операций, а затем отправлена на долечивание в Германию – до сих пор причиняют много беспокойства.
Ким Фук живет в Торонто (Канада), где является президентом фонда, носящего ее имя. Задача Международного фонда Ким Фук – оказывать помощь детям-жертвам военных конфликтов. Она также стала послом доброй воли ЮНИСЕФ. В Испанию Ким прибыла, чтобы представить международный фотопроект, над которым взяла шефство. В первом его томе “Семья” помещена та знаменитая фотография Ута, а также последующая – ее автор Энн Байин, на которой Ким Фук обнимает своего первенца Томаса.
История ее жизни, которая легла в основу многих документальных фильмов и книг, последняя из которых – “Девочка на снимке” автора Дэнис Чонг, как бы подытоживает историю ХХ века.
Училась Ким Фук на Кубе (она бегло говорит по-испански), а затем – в Канаде, где осталась в качестве политэмигранта.
“Фотография Ута облетела мир и не претендовала на то, чтобы сделать меня знаменитой, но я открыла для себя, что этот образ дал мне возможность выразить пережитый ужас, а также – простить. Когда я смотрю на фото, я иногда спрашиваю себя, действительно ли эта маленькая девочка – я, и еще: как же я научилась прощать?” – подчеркивает Фук в беседе с интервьюером, который в свою очередь спрашивает себя, неужели эта улыбающаяся 39-летняя женщина, которая рассказывает то о своей пятиминутной встрече с Исабель II, то о такой прозаической “борьбе” с сыновьями, Томасом и Стивеном, чтобы заставить их вовремя лечь спать, и есть та самая девочка с дороги номер 1, чей плач символизирует трагедию нашего времени.
“Сила этого фотоснимка в том, что когда люди видят его, они спрашивают себя: что произошло с этой девочкой? Как человеческие существа могли сделать такое?” – говорит Фук, которая, помимо выступления с лекциями по всему миру, целиком посвятила себя деятельности своего фонда с его проектами, сконцентрированными прежде всего на помощи детям, пострадавшим от мин.
“Я думаю, каждый из нас способен делать что-то для того, чтобы доказать ценность мира, и этому я посвящаю свою жизнь”, – Ким Фук подводит итог сказанному и просит добавить еще одно: “Напалм – очень мощная бомба, но моя история показывает, что запечатленный образ может быть мощнее любой бомбы”.