От gull Ответить на сообщение
К SSC Ответить по почте
Дата 08.01.2015 22:54:56 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Про подготовку

>>3) Не надо путать налет в ЗАП и налет на боевом типе. Школы пилотов выпускали летчиков, подготовленных (в некоторой степени) на каком-то боевом самолете. В ЗАПах они переучивались на новый для себя тип.
>
>Согласно приказу №105 от 03.03.1941 (Об установлении системы подготовки и порядка комплектования вузов военно-воздушных сил и улучшении качества подготовки летного и технического состава) налёты устанавливались следующие:

>1) Школа первоначального обучения (У-2): 30 часов;
>2) Школа военных пилотов (УТИ-4, И-15-16, СБ-УСБ): 20 часов для бомберов, 24 для истребителей (из них самостоятельно 12 и 15 часов соответственно).

Ну был такой приказ. Непонятно только, куда дели УТ-2. На нем летали в ВШП перед УТИ-4. Обычно на нем налетывали около 10 часов. Но:
1)Надо понимать, что то, что в этом приказе указано - это минимальный налет по КУЛПу. Реальный налет среднего курсанта, для освоения требований всех упражнений обычно был несколько больше.
2)В мирное время предполагалось, что доучивание летчиков будет происходить в полках. И так было принято не только у нас. И у англичан и у японцев было то же самое.
Но вообще я с вами категорически согласен. Программа обучения была невероятно сжата, учили самому-самому минимуму. Такими же были и возможности выпускников. И до 1941-го и после 1942-го программы обучения были больше.

>Добавим к этому ЗАП, пусть 20 часов, итого 44 часа (а в 1941 могло быть и 30), из них 9 вывозных - подготовки лётчика-истребителя на самолёте повышенной подготовки/боевом.
>Это вообще ни о чём, мизер, практический ноль. Для сравнения - британский пилот-истребитель в 1940 попадал в часть имея ~200 часов на самолёте повышенной подготовки/боевом; японский пилот в 1943-44 (когда их типа плохо готовили) имел 110-120 часов, что считалось слишком мало.

1)Вы не совсем правы. Программа подготовки британского летчика включала в себя порядка 50 часов налета в школе первоначального обучения (EFTS) на каком-нибудь Моте. Затем он поступал в школу повышенной подготовки (SFTS), где налетывал 70-80 часов на Майлс Мастере или Гарварде. В эти часы входили и такие “излишества”, как, например, полеты ночью, которые из наших программ были сознательно исключены. Лучшим выпускникам давали возможность совершить пару вылетов на боевом самолете. Все - в мирное время и в начале войны на этом обучение заканчивалось. Переучиванием на боевой самолет и всем остальном должны были заниматься в боевой эскадрилье. Но поскольку в военное время боевые эскадрильи были заняты решением несколько иных задач, появились OTU. Первоначально курс обучения в OTU был рассчитан на 6 недель, но военная необходимость вынудила сократить его до 4-х, а в короткий период в разгар Битвы за Британию даже до 2-х недель. В этот период выпускники OTU налетывали на истребителе всего по 10-15 часов. После завершения Битвы за Британию продолжительность курса была восстановлена. Так что в 1941-м налет в OTU мог составлять 60-80 часов, в том числе 40-50 на истребителе. Т.е. 200 часов это в принципе правильная цифра, только она включает весь налет, не только на самолёте повышенной подготовки/боевом и относится к чуть более позднему периоду, чем вы указали.
С японцами то же самое. К началу войны курс обучения рядовых летчиков морской авиации составлял 44 часа на учебном и 60 часов на учебно-боевом и боевом самолете. У будущих офицеров (10% от общего количества обучаемых) он был заметно больше - 60 часов на учебном и 100 часов на учебно-боевом и боевом самолете. После чего летчики направлялись в боевую часть, где им предстояло налетать еще примерно по 150 часов, чтобы достигнуть боеготовности. После начала войны налет в школах начал постепенно сокращаться, но с другой стороны были сформированы учебно-боевые части, аналоги наших OTU. В итоге к 1945-му году в боевые части приходили пилоты со 100 часами налета на всех типах самолетов, а не только на самолёте повышенной подготовки и боевом.
2)Есть один нюанс о котором обычно забывают. У нас и на Западе летное время считают по-разному. У нас это время от момента начала разбега до остановки после посадки, а на Западе - от запуска двигателя до его остановки, т.е. включая время на прогрев и опробование двигателя и руление. Учитывая небольшую продолжительность большинства учебных полетов, 60-70 часов налетанные в аэроклубе/школе первоначального обучения и ВШП, при подсчете по западным стандартам вполне могут оказаться 80-100 часами.
3)То есть, если сравнивать английского выпускника OTU сентября 1940 и нашего выпускника ВШП на выходе из ЗАПа в 1941-м, то получим порядка 150 часов, в том числе 10-15 на истребителе, для англичанина против примерно 70 (т.е. около 100 по западным стандартам), в том числе 15 на истребителе, для нашего.

>И Вы несомненно этими данными прекрасно владеете, поэтому смысл спора с Вашей стороны ИМХО чистое как слеза ребёнка борцунство.

Я всего лишь указал, что советская система обучения подразумевала, что выпускники ВШП имели определенный налет на боевом истребителе, а так же получили первичные навыки по огневой и тактической подготовке (к сожалению не знаю точно, как с этим обстояло в 1941-м). Соответственно некорректно приравнивать налет в ЗАП к налету на боевом типе, который как правило был заметно больше. Уж не знаю в чем вы увидели борцунство. А вот в английской системе обучения первый вылет на боевом самолете совершался в OTU, там же впервые летчики начинали осваивать воздушную стрельбу, полеты строем и т.п.

> О невнимании ВВС РККА к подготовке хорошо говорит экономия на выпуске самолётов повышенной подготовки - несколько сот УТИ-4 (которые ещё и пытались в истребители переделывать) и несколько сот Як-7УТИ - в США/ВБ/Японии же такие пепелацы занимали существенную долю в общем выпуске.

Вы просто не в курсе. УТИ-4 было выпущено более 2700 шт., в том числе только за 1940-1941 более 1600. Плюс к этому почти 800 Як-7/Як-7В.

С уважением,

gull