продолжим наш интересный разговор, прерванный на объявлении о независимости БиГ. Война является продолжением политики, поэтому для понимания почему всё развивалось именно так, как мы теперь знаем, надо восстановить обстановку. Итак, положение для сербов и их решение
Югославская федерация распадалась по границам составлявших её республик. Это вело к созданию новых национальных государств, которые, однако, не обладали однородным этническим составом. Так было в СР Хорватии, значительную часть которой тогда составляли сербы, так было и в Боснии и Герцеговине. Сербы в последней республике после провозглашения ей независимости оказывались отрезанными от основной части сербского мира, продолжавшей оставаться в усечённой Югославии. В ту же ситуацию попали боснийские хорваты, вмиг оказавшиеся в «не своей» стране.
Политическое руководство СР БиГ было представлено исламистами во главе с Алией Изетбеговичем, настаивавшем на территориальной целостности сепаратистской республики. Это было выгодно ему, потому что после 1981 г. численность мусульманского населения в республике превысила численность сербского (хорватское всегда было третьим по количеству с большим отрывом), то есть механическое большинство получалось на стороне политических представителей боснийцев-мусульман (в соответствии с местной спецификой политическое соперничество всегда совпадает с этноконфессиональным разделением). Хорватские представители на первом этапе сблокировались с мусульманами, желая возможно дальше отодвинуться от Югославии и подавить самые ранние политические демарши местных сербов. А вот перед сербами стояло три варианта решения своей дальнейшей судьбы. Первый – отделение от мусульмано-хорватской части БиГ и присоединение к Югославии. Второй – создание отдельного государства. Третий – создание федерации с мусульманами и хорватами в Боснии и Герцеговине. Все варианты, без исключения, требовали учреждения сербской государственности в Боснии. К такому решению сербов настойчиво подтолкнули их же оппоненты.
9 и 10 ноября 1991 г. сербы провели плебисцит по вопросу о необходимости создания собственного государства, которое бы осталось в составе Югославии как отдельная федеративная единица. 1 350 000 сербов (96,4%) высказался за создание своей державы.
В ходе политического противостояния в Скупштине Боснии и Герцеговине, начавшегося после установления в Югославии многопартийной системы, Сербская демократическая партия (СДС) доктора Радована Караджича, Сербское движение обновления (СПО) и часть депутатов из Партии демократических перемен (СДП) договорились о создании Скупштины сербского народа. Несколько месяцев перед этим депутаты от политической силы радикальных мусульман (Партии демократического действия (СДА) Алии Изетбеговича) и хорватов (Хорватского демократического объединения (ХДЗ) Мато Бобана) принимали в республиканском парламенте решения, противоречившие республиканской конституции, и блокировали все предложения и обращения сербских депутатов. Такими действиями проводилась политика оттирания сербов на обочину политического процесса. Для сербских представителей многократно становилось очевидным, что представители мусульманских и хорватских национальных объединений (партий) больше не имеют права представлять государство, которое они планомерно разрушали своими нелегитимными актами. Все депутаты-сербы покинули Скупштину БиГ и учредили параллельный, сербский парламент.
Сербская скупштина (после принятия конституции Сербской республики названная Народной скупштиной) занялась вопросами, связанными с поддержанием равноправия сербов в Боснии и Герцеговине. Также её депутаты имели полномочия признавать акты Скупштины БиГ, которые не противоречили интересам сербского народа.
Работа сербского парламента началась 24 октября 1991 г. в Сараево и продолжалась здесь до марта 1992 г., когда из-за непрерывных угроз депутатам со стороны исламистских радикалов ей пришлось перенести местопребывание в Пале (фактически окраина того же Сараева).
Скупштина приняла десять конституционных актов, среди которых – декларация о провозглашении нового государства и его конституция. 9 января 1992 г. была оглашена Декларация о провозглашении республики, а 28 февраля – Конституция (из 140 статей).
Принятие Конституции было легитимным решением депутатов парламента, избранных тайным голосованием в парламент СР БиГ осенью 1990 г. В тот же день Народная скупштина приняла конституционный закон об обязательности соблюдения главного закона Сербской республики Боснии и Герцеговины. В конституционном законе речь шла также о составе парламента (он оставался прежним) и выборе президента республики. Выборы президента и членов правительства должны были пройти сразу после принятия Закона о правительстве. До этого руководство республикой осуществлял Президиум. Выборы президента и государственных судей должны были состояться в срок до трёх месяцев. Другими положениями конституционного закона были:
- определение нового статуса општин (территориальных единиц, равных российским областям) в течение шести месяцев;
- принятие Скупштиной в течение 30 дней 13 законов, определяющих функционирование государственных институций СР БиГ;
- принятие 3 законов о выборах, которые позволят провести выборы при создании для них нормальных условий;
- применение в текущее время законов СФРЮ, не противоречащих Конституции СР БиГ.
Новопровозглашённая Сербская республика БиГ с момента своего рождения объявила намерение войти в состав обновлённой, демократической Югославии в качестве федеративной единицы. В случае окончательного разрыва бывшей Союзной республики БиГ (боснийских мусульман и хорватов) с Югославией Сербская республика пожелала мирно разрешить с ними вопросы территориального разграничения
Государство сербов Боснии и Герцеговины создавалось на основании универсального права народов на самоопределение. Каждый народ имеет право определять свой политический статус и обеспечивать своё национальное, религиозное, экономическое, культурное и социальное развитие. Сербский народ настаивал лишь на своём равноправии. Республика Босния и Герцеговина была учреждена тремя народами (сербами, боснийцами и хорватами) только как федеральная единица в составе единой федеративной Югославии. Это было записано в старой конституции чётко и недвусмысленно. Так что после проведённого референдума сербы абсолютным большинством выразили желание оставаться в державе, добровольно объединившей свободные народы – Югославии. Кажется, такая позиция была более естественной и последовательной, чем безответственный сепаратизм исламиста Изетбеговича и мечты о «великой и могучей» Хорватии Туджмана и его ещё более радикальных приспешников.
Ещё до провозглашения независимости на враждебной сербам стороне расплодилось большое количество парамилитарных формирований и просто экстремистских шаек, в лучшем случае очень слабо контролировавшихся руководством БиГ. В них массово участвовал криминальный элемент двух народов, посредством своего участия в «борьбе» получавший возможность легализоваться и обогатиться за счёт сербов. В свете объявленного вывода ЮНА из теперь уже бывшей югославской республики сербское население опасалось за свою жизнь и имущество, оставаясь без государственных органов, которые могли обеспечить защиту. Началось формирование отрядов самообороны, создаваемых на основе ТО быстро возникшими кризисными штабами. Как и на противоположной стороне, их по большей части создавала партия сербского народа Боснии и Герцеговины – СДС.
Как можно увидеть из вышеизложенного, Босния и Герцеговина покинула Югославию не цельной республикой, не готовым к юридическому оформлению государством, но в виде полностью созревшего для гражданской войны поля. Все условия для масштабного кровопролития уже существовали, и требовалось небольшое время, чтобы отдельные эпизоды насилия слились в широкий и непрерывный поток военных действий. Признание независимости такой Боснии и Герцеговины со стороны Запада было прямым подталкиванием сторон к кровопролитию.