От Alex Melia Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.04.2002 09:29:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; 1917-1939; Версия для печати

Синтетический бензин - немного документов

Сов. Секретно экз. N2

НКВД - Тов.Берия Л.П.

По поручению т. Молотова В.М. сообщаю оценку Зам.НКТопП т.Искандерова по гидророванию угля, направляемых в Главкогаз: процесс состоит в том, что уголь в смеси с равным количеством тяжелого масла подается под давлением в 200 атм. в аппаратуру, где в присутствии катализатора и водорода происходит при высокой температуре процесс его ожижения. Получающиеся при этом среднее масло, также при давлении 200атм., поступает на вторую ступень, где в присутствии водорода превращается в бензин. Весьма важным условиям процесса является малая зольность угля.
Получающейся частично на 1-ой ступени, а в основном на 2-ой ступени бензин после соответствующей очистки и стабилизации выпускается как товарный продукт.
Характеристика бензина примерно следующая:
конец кипения 170грЦел, октановое число без ТЭСа 65-75 (в зависимости от качества угля).
Выход бензина от угля поступающего на процесс гидрирования составляет 40-50%.
Если же пересчитать выход бензина на весь уголь идущей на процесс, т.е. включая и энергетические затраты, то он составит примерно 15-18%, считая на условное топливо (7000 кал/кг).

<...>




4 мая 1939г. И.Осипенко


Сов. Секретно
экз N2
Тов. Кагоновичу Л.М.

По линии НКВД получен информационный материал Японского технического резидента по вопросу получения искусственных бензинов в Германии.
По сообщению резидента германское правительство за последние два - три года, с целью полного освобождения от иностранной зависимости в деле снабжения топливом авто - тракторного парка, привело ряд мероприятий:
а) принудительная организация мощного акционерного общества "Брабаг" по производству искусственных бензинов (капитал об-ва более 100 миллионов марок).
б) создание об-ва по проектировке и строительству заводов для получения искусственных бензинов и минеральных масел;
в) введение высоких таможенных пошлин на бензины, импортируемые другими странами ( на ввозную цену 55-60 марок за тону бензина начисляется пошлина в 170 марок).
г) некоторое планирование производства искусственных бензинов со стороны правительства. Так, например, на 1938 год запланировано получить:
по методу И.Г. Фарбениндустри - 700 тт
Фишера 700тт
из смолы при низкой температуре - 100 тт
из нефти - 100 тт
ароматическое топливо (бензол) - 300тт
спиртовое топливо - 300тт
Итого 2200 тт

Получение искусственных бензинов в Германии в основном идет двумя методами:
1) метод Бергиуса (И.Г. Фарбениндустри) <...>
2) Метод Фишера.- Процесс Фишера служит для получения синтетических бензинов их твердого топлива (кокс и полукокс), а также из естественных газов. Процесс основан на каталитической реакции между окисью углерода (СО) и водородом (Н2) при температурах порядка 180-200 гр.Цел. Необходимая для синтеза смесь получается в результате термического разложения угля или естественных газов в присутствии водяного пара. Продуктом
листок
Метод И.Г. вследствие своей давности является наиболее распространенным методом получения искусственного бензина.
Метод Фишера, несмотря на кратковременность своего промышленного применения, по целому ряду соображений (независимость качества продукции от исходного сырья, простота аппаратурного оформления, широкие возможности использования местных сырьевых ресурсов, организация производства на предприятиях небольшого масштаба и т.п.) получил большое развитие в Германии.
Однако проблемой получения искусственных бензинов интересуются многие страны мира.
В 1938 году между отдельными фирмами Америки (Келлог и Ко, Стандарт Ойл Нью Джерси), Англии (Шелл), Германии (И.Г. и "Рухеми") был заключен договор об обмене технической информацией по процессам синтеза углеводородов и гидрирования твердого топлива различными методами (текст договора прилагается).
Японский концерн Мицуи по методу Фишера запроектировал постройку нескольких заводов в Миикз и Окании.
В 1938г., как сообщает резидент, в Германии работало 28 различных заводов по производству искусственных бензинов. Из них: 8 заводов работали по гидрогенизации методом Бергиуса, с ориентировочной мощностью в 1 300 000 тонн, 14 заводов - по методу Фишера с производственным планом около 1 000 000 тонн и 6 заводов по карбонизации бурого угля с годовой произодительностью 560 000 тон.
С указанными процессами наша нефтеперерабатывающая промышленность подробно ознакомлена. За период 1936-1939 года в систему НКТП по линии ВТБ было направлено большое количество практически ценных и информационных материалов по методу Фишера и гидрогенизации.

<…>



Срочно
Совершенно секретно
СНК СССР
тов. Осипенко

Направляю Вам следующие материала по гидрогенизации углей:
1. Циркуляционное масло и угольная паста.
2. Первая половина описания катализаторов для гидрирования угля в жидкой фазе (предварительный материал по установке гидрирования угля производительностью 200 тысяч тонн авиабензина в год).

Одновременно препровождаем перечень вопросов, выдвинутых автором указанных материалов в процессе разговора с нами.
Ответ на эти вопросы, а также оценку материала просьба срочно сообщить нам.
Приложение: 43 листа машинописи на немецком языке и 2 листа на русском языке.

Фитин

3 апреля 1941 г.
2/4/2085



http://www.militarism.ru/