Создание «защищённых зон» или «зон безопасности» было предложено командующим силами УНПРОФОР французским генералом Филипом Морионом в марте-апреле 1993 г. Поводом к предложению француза была ситуация в Подринье. Ранее, осенью 1992 г. мусульмане изгнали из долины Дрины сербское население. 1 ноября для возвращения потерянной территории в ВРС был сформирован новый Дринский корпус, который весной следующего года нанёс по врагу контрудар. Шедшая вдоль речной границы с Югославией операция привела к поражению мусульманских сил и их запиранию в анклавы Сребреница, Жепа и Горажде. Их падение представлялось неминуемым в ближайшие дни. Положение Сребреницы оценивалось как критическое, и чтобы не допустить её сдачи, Морион вылетел в этот городок из Сараева. Здесь он высказал своему правительству идею о создании «зон безопасности», которые должны были остаться островками мира в охваченной пламенем гражданской войны стране. В перечень из 6 «зон безопасности» попали исключительно районы, занятые армией исламистов – Сребреница, Жепа, Горажде, Сараево, Тузла и Бихач. Французское правительство внесло это предложение на Совет безопасности ООН. Последний в апреле направил в БиГ свою миссию, которая сообщила о тяжёлой гуманитарной ситуации в бывшей югославской республике. 6 мая 1993 г. Совбез ООН своей резолюцией № 824 брал вышеперечисленные зоны под защиту УНПРОФОРа.
Стратегия «зон безопасности» отвечала стратегическим интересам только одной воюющей стороны: она сохраняла районы базирования для АРБиГ и препятствовала использовать сербам превосходство в тяжёлом вооружении. Сербская сторона предлагала признать такими зонами некоторые подконтрольные ей регионы, однако к ней не прислушались.
Пристрастность ООН хорошо наблюдается при взгляде на «защищённые зоны». Согласно Дополнительному протоколу к Женевской конвенции 1949 г. зоны безопасности должны демилитаризованы. Под демилитаризацией понимаются 4 условия: 1) эвакуация всех военнослужащих, вооружения и техники; 2) запрет на использование в неприязненных действиях строений; 3) Запрет на недружественные действия в отношении противоположной стороны для гражданских властей и населения; 4) прекращение всякой военной активности. В 7-м пункте 60-й статьи специально оговаривается, что нарушение любого из четырёх пунктов снимает обязательство с другой стороны трактовать подлежащую зону защищённой силами ООН. «Зоны безопасности» в Боснии не отвечали ни одному из четырёх условий, и УНПРОФОР не стремился принудить исламистов к выполнению обязательных требований. Очевидно, зоны вводились для того, чтобы их неизбежно нарушили, и через это можно было бы ввести в конфликт НАТО.
Режим «зон безопасности» не обязывал никого и ни к чему – кроме сербов. В этих зонах размещались целые мусульманские корпуса (Сараево, Бихач) и дивизии (Сребреница). Мусульмане после необходимой подготовки наносили из «защищённой зоны» удар, развивал наступление, пока имели возможность, а, исчерпав ресурсы, возвращались под прикрытие войск УНПРОФОРа. Если на особенно масштабные провокации следовал сербский ответ, тогда УНПРОФОР способствовал привлечению сил НАТО. Так работал механизм «гуманитарной защиты», о чём предельно откровенно высказался в своей книге Карл Бильт: «То, что было ОК для мусульманской стороны, одновременно было ОК и для Вашингтона».
УНПРОФОР неоднократно настаивал и успешно добивался соглашений о прекращении огня и перемирий разной продолжительности. Такие действия были невыгодны для сербов, потому что также соблюдались исключительно ими. Мусульмане после подписания договорённостей не стремились их соблюдать, продолжали вылазки разведывательно-диверсионных групп и непрерывные обстрелы.
Во время перемирий сербы несли существенные потери. Так, на сараевском фронте с 12 ноября 1992 г. до 27 апреля 1994 г. было 5 долговременных перемирий, не считая остальных, которые мусульмане нарушили 782 раза. Так, после достижения соглашения о прекращении огня 31 августа 1993 г. за 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) силы 1-го корпуса АРБиГ выпустили по сербской части Сараева 1426 снарядов и мин; погибли 24, были ранены тяжело 37, легко – 251 сербский солдат. Несоблюдение врагом режима перемирий и страдания от потерь болезненно отзывались на морали ВРС, особенно среди рядовых и на нижнем уровне командования, где не понимали причин согласия военного и политического руководства с невыгодной политикой и раздражались её последствиями.