От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К SpiritOfTheNight
Дата 27.12.2016 14:31:58 Найти в дереве
Рубрики WWII; Артиллерия; Версия для печати

Re: А были...

>с корректировкой с самолета у нас? В РККА?
С началом Великой Отечественной войны из пяти А-7-За сформировали отдельную автожирную эскадрилью.

Отряд автожиров, организованный Главным артиллерийским управлением, действовал в составе 24-й армии в районе города Ельня и базировался одно время на аэродроме в деревне Подопхай. Летчики отряда под командованием старшего лейтенанта Трофимова совершили целый ряд боевых вылетов для корректировки артогня и в тыл противника к партизанам. Полёты проводились днём и ночью.
Воспоминания Н. И. Камова


Из журнала 163 ИАП, ЦАМО фонд 559029с, опись 1, дело 8481
http://pobeda.elar.ru/issues/pervoe-osvobozhdenie-elni/avtozhiry-v-boyakh-pod-elney/
«4 самолета А7-ЗА /автожиры/ применены были с экспериментальными целями и предназначались как многоцелевые самолеты: разведчик, корректировщик, легкий бомбардировщик, могущий работать как днем, так и ночью с незначительного размера площадок»
В основном вылеты автожиров производились по ночам. Из-за отсутствия на них навигационных приборов и подсвета приборной доски ночные вылеты представляли собой большой риск, поэтому М.Л.Миль, сопровождавший группу винтокрылых разведчиков, настоял и на их дневных вылетах. Так 23 сентября на корректировку артиллерийского огня автожир вылетел в сопровождении звена самолетов И-153 «Чайка». Командование артполка очень высоко оценило результаты этого полета. Медленно летящий вдоль линии фронта на высоте 300 метров автожир был отличной платформой для наблюдателя-корректировщика, являя собой при этом хорошую мишень для немецких зенитчиков. Мешало работе и плохое качество радиостанций, не обеспечивавших устойчивой связи между машинами и землей.
К счастью, гитлеровцы не слишком были обеспокоены появлением автожиров. Один из пленных немецких офицеров рассказал о шутке, услышанной им на передовой: «Ну, пропали, большевики против нас комбайны выпустили».
Использовались автожиры для разброски листовок над позициями противника, как корректировщики огня и в разведчике, летали они и в тыл врага к партизанам. Из-за утери части документов 163 ИАП и 24 армии сейчас невозможно подсчитать, сколько именно боевых вылетов совершили винтокрылые машины. Однако по сохранившимся в архивах документам можно с уверенностью утверждать, что их было не менее 20.