130-мм орудия батареи "А" или Пушки крейсера "Аврора"
Добрый день. Ниже идет перепост текста из моего ЖЖ, так что стиль не очень академический, уж извините :)
* * *
Что мы знаем о судьбе орудий крейсера "Аврора"? Мы знаем, что летом 1941-го под Гатчиной на Дудергофских высотах была построена 9-орудийная батарея, состоявшая из 130-мм пушек, снятых с крейсера. 11 сентября 1941-го батарея вступила в бой с немцами, "стреляла до последнего снаряда" и в тот же день погибла.
Что не так? Не так то, что из википедии в википедию кочует фраза "батарея «А» - «Аврора» (на Дудергофских высотах, орудия 130-мм/55 типа БС-13-1С (первая серия пушек, производства СССР до 1939 г.)". Фраза эта никого не смущала до последнего времени, в известной книжке Поленова про историю крейсера было написано, что ютовое орудие учебного корабля было заменено на Б-13 для обучения краснофлотцев новейшей артсистеме и логично, что все остальные орудия были также заменены. И все бы шло неплохо, когда бы не немцы, которые захватили батарею "А".
Немцы, как известно, любили фотографироваться на фоне всего. И разумеется, они не могли пройти мимо огромных морских пушек и не сделать селфи.
"Аврора", которая, как я помню, полностью утратила свою артиллерию в Гражданскую, была в 1923-м вооружена 130-мм пушками обр. 1913 года. Нигде явно не написано, но, по всей вероятности, взятыми из числа сделанных для недостроенных крейсеров типа "Светлана".
В истории развития 130-мм пушки наши источники несколько блуждают, но если их несколько усреднить, то получается примерно следующее -- изначальная установка "Светлан" имела углы возвышения до +30 градусов. В СССР орудие немного модернизировали, увеличив угол возвышения до +40 градусов. Модернизированное орудие имело индекс Б-7.
А на батарее?
А на батарее мы видим пушки, у которых прорезь для орудия доходит до крыши щита, как, например, у орудия №4.
Наверное, можно сделать вывод, что на нижнем фото оригинальная установка образца 1913 года, а на верхнем -- модернизированная "Б-7". Загадочности добавляет то, что на всех фото "Красного Крыма" и "Червоной Украины" щиты с "большой" прорезью, но никаких упоминаний о модернизации пушек ни у кого нет. "За время службы главный калибр крейсеров изменениям не подвергался".
Загадка третья, маленькая, к крейсеру не относящаяся. Просто фото, сделанное в загадочных обстоятельствах.
Кто орудию №5 заткнул ствол пробкой? Неленивые немцы-физкультурники? Не вяжется пробка в стволе с "боем до последнего снаряда". Хотя немцы, конечно, могли -- техническая нация, любили ручки крутить. Стволы на разных фото то в небо смотрят, то вниз до упора.
Еще из описаний боя, к счастью для моей психики, на фото пушки №1 не видно "тел, примотанных к орудию колючей проволокой". Так что сцену "казни из огнеметов" (читайте в вики, если хотите) возможно стоит списать в утиль. Такой эффект могла дать вспышка орудийных зарядов на позиции орудия.
* * *
Таким образом, можно со всей очевидностью (причем буквально :) ) сказать, что орудия батареи "А" были все теми же, установленными в 1923-м на крейсере "Аврора", "стотридцатками" образца 1913 года, частично модернизированными в межвоенный период. И, соответственно, на "Авроре" с вероятностью 90% пушек Б-13 не было. Остался открытым вопрос, откуда Поленов взял марку ютового орудия -- его в конце концов установили на бронепоезд "Балтиец", но фотографий бронепоезда с ним не сохранилось.
Ну и для сравнения, вот так выглядела установка Б-13 первой серии на лидере "Баку", бессмысленно даже перечислять отличия. А жуткий индекс "БС-13-1С" оставим на совести того, кто его придумал.