От Alexeich Ответить на сообщение
К digger Ответить по почте
Дата 18.10.2017 13:03:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: Попалась статья...

> Какая-либо возня вокруг обустройства началась после поражения в битве под Москвой, когда немцам понадобилась помощь местного населения, до того всё было пущено на самотек. Не стоит придавать особого значения второстепенным деталям : они были обусловлены идеологией и бюрократией и часто нелогичны, не было целостной политики. На Украине были еще неудачные попытки поселить немецких переселенцев. Т.е. борьба с партизанами, грабеж, угон в Германию, организация производств - серьезно, а остальное - как придется.

Во время оккупации мама числилась какое-то время в "начальной шуле" как и все дети на нашей улице. Занятия в школе велись учителем - русским немцем и сводились к смирному сидению в классе и иногда чтению вслух, ни учебников ни пособий не было кроме тех советских, что уцелели. Естественно, ученики разбегались, а с наступлением холодов занятия прекратились, ибо в "шуле" не было ни отопления. ни света, а стекол в окнах не было со времен бомбежек в 1941, соот-но управа не имела ни грошей ни желания что-то делать. "Занятия" велись на русском языке, т.к. украиноязычных и одновременно германоязычных учителей, видимо, просто не нашли, местные немцы, поставлявшие "кадры", были ан масс русскими (ну как типичный пример околонемецкого населения Житомира тех лет - семья пианиста Рихтера). Здание школы кстати было то же самое, в котором мама училась до войны и после войны. Наск. понимаю апостериори, вся эта проформа и суета имела три цели: а) чисто бюрократическую -"школа должна быть - школа есть", б) экономическую - учителя/инспектора и проч. присущие получали паек, дрова, зарплату и статус занятых, в) позволяло как-то учесть несовершеннолетних, в частности, старшие дети уклонялись от школы, т.к. ходили слухи, что таким образом вычисляют для "угона в Нимеччину". Полагаю все однажды записанные в школу и переставшие в нее ходить в течение полугода так и числились, "охваченными образованием".
А вот у фольксдойче (дети наших соседей к примеру) была своя школа в городе с обучением на немецком и вполне нормальная, но то виимо совершенно иная система, мало пересекавшаяся с системой "народной освиты" для туземцев.