Современность; ВВС; Байки; Искусство и творчество;
Пока пятница: Су-24 будущего
Салам алейкум, аксакалы!
Су-24 очень заслуженный самолёт. В своё время его принятие на вооружение стало для отечественной авиации качественным рывком. Он уверенно занял свою нишу в отечественных ВВС (фронтового т. е. оперативно-тактического бомбардировщика для большой войны). Большой войны не случилось, к счастью, но участие Су-24 в боевых действиях было весьма активным, что, очевидно, говорит о востребованности самолёта, и о гибкости заложенной в него концепции.
В то же время, как ни странно, именно на Су-24 идеология фронтового бомбардировщика, как машины промежуточной между дальней и тактической авиацией, прекращает своё существование. Причём, не только в СССР/России, но и в других странах. Какие-то действия в этом направлении предпринял Китай, в виде 歼轰-7, но это скорее инерция и слепое копирование отходящих уже идей (либо просто вливание средств в ВПК и догоняющее развитие технологий). Су-32/34 нельзя считать наследником Су-24 - это, скорее, замена. Причём замена неполноценная, поскольку, если Су-24 в области ударных возможностей на голову превосходил современные ему истребители, то Су-34 не так уж и далеко ушёл, к примеру, от Су-30.
Какие причины привели к отмиранию (скажем так: на современном этапе развития) фронтовых бомбардировщиков?
Конспективно, в произвольном порядке:
1. Усиление ПВО наиболее развитых в военном отношении стран.
2. Повышение боевой нагрузки тактической авиации
3. Совершенствование АСП за счёт повышения точности применения, сопровождающееся уменьшением калибра боеприпасов.
В то же время, представляется, что нынешняя ситуация не будет сохраняться вечно. А именно, дальнейшее совершенствование АСП и их носителей, highly likely приведёт к очередному витку развития фронтовой авиации. При том, что тенденция к усилению ПВО скорее всего сохранится, боевая нагрузка тактической авиации вероятно останется примерно на том же уровне, а вот калибр боеприпасов, скорее всего вырастет, что будет определяться появлением гиперзвуковых УР, а также развитием средств и способов целеуказания.
Каким же может быть фронтовой бомбардировщик будущего?
Очевидно, он кроме прочего должен быть носителем гиперзвуковых УР, следовательно иметь высокую грузоподъёмность. Применение ГЗУР, очевидно, должно предполагать большой рабочий потолок и высокую крейсерскую скорость. При этом необходима будет дальность равная или несколько превышающая дальность современных истребителей. Экипаж 2 человека, очевидно, будет уже стандартом для фронтового бомбардировщика. Кроме того применение на больших высотах потребует применения всего комплекса мер по снижению заметности (стелс).
Всё вышеперечисленное даёт нам примерно следующую картину:
Двухместный стелс-бомбардировщик, максимальной взлётной массой 70-75 тонн, максимальная бомбовая загрузка - до 15 тонн (типовая загрузка, в т. ч. на внутренней подвеске - 4-6 ГЗУР, с дальностью ок. 1500 км), практический потолок 25-30 тыс м. (динамический - до 40 тыс. м.), максимальная скорость - М=2,5-3, крейсерская скорость дозвуковая М~1 с возможностью быстрого перехода на сверхзвуковой режим М=2,3-2,5, практическая дальность (возможно с ПТБ) 6-7 тыс. км, боевой радиус 2-2,5 тыс. км., должна обеспечиваться возможность дозаправки в воздухе. РЭО самолёта должно быть интергрировано в системы управления оперативным звеном, иметь возможность обмена данными в группе и с другими группами самолётов, а также с наземными пунктами управления, обеспечивать групповую защиту РЭБ. Самолёт должен иметь возможность применять широкий спектр АСП. В самолёте должен быть учтён опыт эргономических решений Су-34, позволяющий экипажу обеспечивать возможность длительного полёта с сохранением боевой эффективности.
Такая машина может послужить платформой для различных модификаций: разведчик, самолёт РЭБ, самолёт ДРЛО, возможно также тяжёлый барражирующий перехватчик.
В качестве целей бомбардировщика предполагаются штабы частей и соединений противника, соединения кораблей, базы хранения военного имущества, крупные узлы коммуникаций, порты, аэродромы и авиабазы, части и соединения противника на марше, расположенные на местности и в ППД, центры военного и административного управления, базы ПРО, крупные объекты военной и промышленной инфраструктуры на ТВД. Т. е. объекты, расположенные в оперативной глубине и прикрытые сильной ПВО.
Думаю, что можно говорить о том, что в случае реализации этих идей произойдёт постепенное вытеснение Ту-22М с возникновением следующей линейки ударных самолётов: штурмовик (или БПЛА), фронтовой бомбардировщик, дальний (стратегический) бомбардировщик.
And ye shall know the truth, and the truth shall make you dead