От Alex Melia Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 22.05.2002 20:23:04 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1917-1939; Версия для печати

Синтетический бензин

Протокол совещания Технического совета по жидкому топливу 9-11 апреля 1938г

Стенограма доклада тов. Рапопорта:


Решающий момент в ожижении угля - растворитель. Паста, которая приготовляется для ожижения угля, представляет из себя смесь угля и масла, с соотношением 1:1. Такая смесь будучи нагрета приводит к тому, что уголь в процессе нагревания растворяется и процесс гидрирования основной органической массы угля происходит тогда, когда получается почти полное растворение.
Не каждый растворитель можно применить в процессе гидрирования каменного угля . Если взять нефтяной мазут, то при процессе гидрирования угля каменный уголь ожижить не удается. Надо подобрать такой растворитель, который по химическому характеру был бы близок к тому испытуемому веществу с которым мы имеем дело.
Эти теоретические исследования привели нас к определенным выводам в отношении практическом с первого раза они позволили нам сказать, что фенольные мазуты в качестве основной части пасты нельзя применять, что надо искать вещество, которое можно применять в качестве составной части для приготовления пасты для гидрирования угля. Если взять в качестве растворителя фракции кипящие при температуре выше 300гр, полученные из первичной смолы того же угля при наличии активного катализатора получаются прекрасные, уголь почти полностью растворяется.


Из отчета советских специалистов посчетивших завод в Лейна

Характеристика получаемых на Лейна моторных горючих

Автобензин

Границы кипения 35-2000 С
Точка плавления Ниже –250 С
Октановое число Не менее 65
с 0,9% объем. ТЭС

В.т. 702Чистый авиабензин


Границы кипения 40-1450 С
Точка плавления Ниже -600 С
Октановое число Не менее 70-87
с 0,9% объем. ТЭС


АвиабензинВ.т. 342929 авиабензин


Границы кипения 40-1750 С
Точка плавления Ниже- 600 С
Октановое число Не менее 78-87
с 0,9% объем. ТЭС

Дизельное топливо I
Границы кипения 200-330 С
Точка застывания Не менее –10 С
Цетенов. число 45

Дизельное топливо II
Границы кипения 115-285 С
Точка застывания Не менее -40 С
Цетенов. число 40

Флотское горючее
Границы кипения 200-330 С
Точка застывания Не менее –50 С
Цетенов. число 45



ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ГИДРОГЕНИЗАЦИ УГЛЯ

1. Сушка угля.
Сырой бурый уголь с влажностью порядка 50% подсушивается до остаточной влажности 4% к сырому углю добавляется контакт. Чтобы не произошло самовоспламенение сухого угля добавляется увлажнительное масло (10-15%).

2. Размол угля.
На мельницах сухой бурый уголь вместе с затирочным маслом размалывается в бурую пасту.

3. Жидкая фаза.
Паста при помощи пастовых насосов давления ~ 250 атм и при температуре 475-500 С в смеси с водородом пропускается через реакторы жидкой фазы. Рабочее давление около 225 атм. Водород поставляется к цехам гидрирования очищенным и под нужным давлением.
В результате получается т.н гидрюр, который вместе с фугованной смолой поступает на дестилляцию. Здесь отделяются бензин и среднее масло. Остаток образует часть затирочного масла.

4-5. Коксование и обработка шламма.
Отходящий шламм разжижается тяжелым маслом и фугуется. Масло фугован. Присоединяется к затирочному маслу, остаток идет на коксование , где с добавкой перегретого пара освобождается от масел. От этого масла на дестилляции отделяется среднее масло и остаток также присоединяется к затирочному маслу. Асфальтообразные твердые (зола, контакт, неразложенный уголь) являются отходом производства.

7. Фугование смолы и остаточного масла.
Здесь путем центрофугирования освобождаются от воды и твердых веществ сырая смола и тяжелое масло (остаток) гидрирования.

8. Форгидрирование.
Суммарное среднее масло из дестилляции гидрюра пропускается через блоки форгидрирования, над стационарным катализатором , в смеси с водородом, при давлении 225 атм и температуре 375-425 С. Гидрюр дестиллируется. Оставшийся после отделения продукт может использоваться как дизельное топливо или поступает на

9. Разложение.
Где в смеси с водородом проходят блоки при давлении 225 атм . Гидрюр на дестилляционной установке блоков – разделяется на бензин и остаток. Остаток возвращается как В-продукт в блоки назад.
Суммарный бензин промывается и стабилизируется.


Примечание: в других документах относительно флотского горючего указывается на то, что оно использовалось на подводных лодках.
Алексей Мелия http://www.militarism.ru/