От Claus Ответить на сообщение
К SSC
Дата 26.09.2020 21:51:33 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

МиГ-3 - теория и реальная практика

Нашел интересный пример который хорошо показывает, чем идеи теоретиков отличаются от практики.
Пилот МиГ-3 летит на высоте в 3 км и замечает, что на 1.5 км ниже его два мессершмита преследуют Як.
С точки зрение теоретиков, ситуация идеальная - самолет с хорошей высотностью имеет значительное превышение над противником и имеет возможность его атаковать разменивая высоту на скорость.
На практике получилось хуже - атаковать ведущего немца удалось тем более, что немцы МиГ не видели и атаке не противодействовали. А вот дальше начались проблемы - ЛТХ МиГа на 1.5км низкие. Быстро вернуться на 3 км и тем более на 6-7км не получается. А рядом находится очень злой, потерявший ведущего немец, самолет которого на этой высоте заметно превосходит МиГ.

http://militera.lib.ru/memo/russian/kuznetsov_va/06.html
"Внизу, на высоте примерно полторы тысячи метров, знакомая пара «мессеров» крадется к «яку», который не подозревает об опасности, спокойно идет вдоль фронта.

Атаковать! Если следовать идеальному тактическому приему, нужно атаковать второго; тогда первый не сможет помешать и атакующий не попадет под обстрел напарника. Но «як» в опасности! За какие-то доли секунды принимаю решение атаковать первого, ведущего.

С высоты трех тысяч метров мой самолет камнем падает вниз. Ручка управления мягко идет на себя. Горизонтальный полет, прицеливание... Сердце стучит, кажется, слышно в кабине. Ближе, ближе... Пора!

Очередь, вторая, и пламя слева у «мессера» подтверждает победу. Мелькают справа ненавистные черно-желтые кресты, «миг» проскакивает мимо горящего противника на огромной скорости.

С небольшим левым креном я начинаю набирать высоту. Горящий фашистский самолет падает, рядом спускается на парашюте летчик.

Легко на «миге» потерять полторы-две тысячи метров, но как тяжело их набрать вновь. Мотор гудит на полных оборотах, но высота растет медленно.

«Мессершмитт» заходит в хвост. Выполняю вираж. «Мессер» уходит вверх. Он уже выше, он перешел на вертикальный маневр. Если у него высота больше, значит, и в скорости преимущество у него...

После каждой атаки Ме-109 пытаюсь зайти в хвост, дать очередь, но он уходит вверх. Фашист действует наскоками.

Но и мой самолет постепенно набирает высоту: стрелка прибора на отметке 2600. «Мессер» выше, вот он разворачивается, резким переворотом пытается зайти в хвост. Крутой разворот — и гитлеровец снова проскакивает мимо. [84]

На высоте МиГ-3 становится лучше, легче, а Ме-109, наоборот, слабее. Добраться бы до 6000–7000. Там МиГ-3 хорош! Но на высоте 3000 облачность. Нужно думать и о горючем.

«Мессер» не отвязывается. Его гложет месть. Бой на виражах, немец дает очередь, и с правой плоскости моего «мига» летят небольшие щепки. Ого! Хочется уйти вниз, но пикировать нельзя: потеряю сотню метров — проиграю бой. Вхожу в облачность. Еще немного, и самолет окутывается непроницаемой пеленой.

В облаках светло, но ничего не видно, как в тумане. Перевожу самолет в горизонтальный полет. Прибор один: «Пионер». Стрелка показывает разворот, крен, а шарик — скольжение. Курс 70°. Сейчас подверну вправо, и будет 90°.

Раздается треск, пламя вспыхивает где-то в кабине. Мысли бегут быстро: сбит... сбит... Самолет горит и падает неуправляемый. Нужно прыгать!"


А вот еще мнение этого летчика о МиГе и Яке.
"Да и «як» стал другим. Конструктор срезал верхнюю заднюю часть фюзеляжа. И обзор летчика резко улучшился. Легкий планер, сильный мотор, новые пушки и отличная маневренность. Подвижная часть фонаря летчика закрывалась, приемник и передатчик позволяли держать устойчивую связь. Все это ставило «як» в число лучших наших самолетов.

— Так как же, товарищ Винокуров, хорош «як» или нет? — с улыбкой обратился замполит к летчику.

Лучше, чем МиГ-3, — ответил Виктор.
"