Добрый день!
>>Разные формы экономической жизни, т. е. способы производства формировали разные общества. Ахейцы в Илиаде - это ещё не национальность, а племя или племенной союз - античная общность. А гасконцы - это уже национальность, общность феодальной эпохи, сложившаяся после великого переселения народов в условиях партикуляризма и натурального хозяйства.
>
>Пожалуйста, поясните, по каким формальным признакам (язык, территория, культура и т.д.) "национальность" времён греков-ахейцев принципиально отличается от "национальности" времён гасконцев? Ну, чтобы говорить про именно "феодальный пережиток".
Племя - чисто кровнородственные отношения, чужеплеменники - не люди или варвары, кандидаты в рабов.
Племенной союз - объединение племён по общим экономическим и военным делам, подкрепляемое объединённым пантеоном богов и возглавляемое представителем самого сильного племени. Объединяет способ производства - рабовладельческое оседлое или кочевое хозяйство.
Народы, национальности, этносы, языки - общность, основанная на главной производительной силе феодальной эпохи - земле. Поскольку господствует натуральное хозяйство и феодальная раздробленность, дробятся и народы, разбегаются и их языки, варварская латынь порождает целый лингвистический букет. Кровнородственные связи заново возникают на основе проживания в одной сельской местности, но они уже "второго уровня" после племенных: англо-саксы, галло-франки и т. п. Аристократия, естественно, себя народом не считает, имеет другую культуру и может даже говорить на ином языке.
Развитие капиталистических отношений - города уравнивают культуру, изживают диалекты, прививают одни привычки и образ жизни. Уже по большому счёту плевать какого ты рода-племени, из каких местностей, главное - что ты умеешь и сколько у тебя денег. Развитие фабрик требует взаимозаменяемых рабочих - придатков к машине, а значит востребована полноценная брутальная ассимиляция. Экономическая основа общества выходит на поверхность. Из множества разноязыких и разноликих народов выковывается нация - единой государственной школой, армией, бюрократией. Всё во имя производства. В Англии, Франции, Голландии к XIX веку этот процесс практически завершён, в Германии - чуть позже и труднее, в России и Австрии находился ещё только на полпути.
Примерно так. Так что если хотите формальных признаков, то в самом простейшем виде: племя - кровь, национальность - земля, нация - экономика. Что не исключает множество переходных и промежуточных вариантов. В природе и обществе, как известно, не бывает чистых форм.
При этом язык общения, культурные особенности и психологический склад в каждой из этих общностей близки, с той или иной степенью вариативности.