От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.11.2022 03:49:47 Найти в дереве
Рубрики Современность; Память; Локальные конфликты; Версия для печати

Возвращаясь к "Тузланской колонне". Ч. 2.

3. Сборы

Драган Мркаич, ранним утром приехавший в Тузлу и потом вернувшийся домой в Симин Хан, вспоминает большое количество полицейских и других одетых в униформу людей в городе в тот день. Напряжения атмосфере добавляло множество мусульманских беженцев, ряд дней прибывавших в город из општины Зворник. Люди в форме перемещались на зданиях у перекрёстка на Брчанской малте, а с направления Ши села был установлен импровизированный бронетранспортёр.
А вот воспоминания родственников некоторых бойцов, которым суждено было погибнуть в тот день. Накануне, 14 мая, Миодраг Вуянович разговаривал с младшим братом Цвиетином, который с 1992 г. служил по контракту офицером в охранении 3-го инженерного полка, недавно переведённого на Гоино брдо. Старший брат старался отговорить младшего ехать в Тузлу, потому что «…каждому нормальному человеку было ясно, что они месяцами готовились к этому событию». Цвиетин не был обязан возвращаться в город, потому в тот день не командовал охранением. Но не послушал брата…

Обратимся к ещё одному свидетелю событий – Джорджану Йовице Савичу, родившемуся в Пожарнице в 1962 г., где он жил с семьёй вплоть до 19 июня 1992 г., когда село пало под натиском мусульманской армии. Сейчас он проживает в Новом посёлке в Дворовах у Биелины.
Джорджана призвали в ЮНА из резерва в середине января 1992 г. Он явился в «Хусинску буну», откуда его направили в часть в Живиницах. Через некоторое время в их казарму местные экстремисты бросили гранату, крича, что солдаты убили какого-то таксиста. Часть перевели в Ковачево Село, в опустевшие бараки прелприятия «Ауто-пут Београд» (белградская автодорога).
Каждый день он возил в Ковачево Село продовольствие из «Хусинской буны» на грузовике ТАМ-150. Проезжая через Тузлу, в чердачном окошке пекарни на Славиновичах он заметил постоянно находившегося там милиционера, следившего за движением армейских машин.
14 мая Савич отвёз молодых солдат в Биелину (далее они отправлялись в Сербию), а 15 мая поехал в Тузлу для вывоза имущества в биелинскую казарму. При выезде на Брчанскую малту он заметил трёх боевиков, лежавших на зграждении из мешков с песком и попивавших пиво на жаре. Один из них при проходе грузовика обматерил водителя. На Скоевской улице он встретился с колонной, намеревавшейся идти на Озрен, которую остановили и развернули милиционеры .

В тот же день солдат возил Данко Милоша Михайлович, родившийся в 1958 г. в Кртове, општина Лукавац, живший в Сижье (сейчас – в Добое). Он работал электриком и в марте был призван из резерва по специальности водитель.Он вспоминает заграждения в городе, выполненные из ежей, мешков с песков и также наполненных песком мусорных контейнеров. Люди на улицах кричали оскорбления в адрес военных, плевались и показывали два пальца (то есть латинскую букву u – оскорбление для сербов, знак, что показывающий его – усташ).

Саша Миле Корач родился в Приедоре в 1966 г. и до злополучного дня 15 мая жил Тузле, впоследствии перебравшись в Биелину. С 1991 г. он по контракту служил водителем грузовика ТАМ-5000 в автороте казармы «Хусинска буна». Каждый день в начале мая он вывозил на своей машине интендантское снаряжение в казарму «Фадил Яхич – Шпанац» (то есть «Испанец»; мусульманин, уроженец Биелины, известный партизан, герой антифашистского сопротивления, вступивший в борьбу с фашизмом ещё в испанских интербригадах) в Биелине.
15 мая он возвращался в Тузлу около 17 часов. На перекрёстке у Славиновичей его остановили милиционеры-резервисты, проверили документы и разрешили возобновить путь. Продолжив ехать в сторону Брчанской малты, он увидел большое число бойцов Территориальной обороны по обеим сторонам дороги и не крышах зданий. Небольшие участки асфальта на пути были срезаны в некоторых местах (для установки мин, как мы уже знаем). На перекрёстке, от которого шла дорога к посёлку Бечаревац, с правой стороны относительно машины Корача из мешков с песком была сооружёна пулемётная точка.
На перекрёстке, где идёт поворот на Брчанскую малту, милиционеры подняли табличку «стоп». Они быстро опросили Сашу, что тот везёт и куда. Один из них крайне дерзко бросил, чтобы водитель ехал туда, откуда прибыл. Тогда Корач разозлился, но с прошествием лет считает, что это хамское распоряжение, возможно, спасло ему жизнь. Саша развернул грузовик, описывая полукруг, и поехал назад. На перекрёстке в Симин Хане, где начинается путь на Зворник, он припарковал ФАП на площадки у самообслуживания, зашёл в кафе через дорогу, заказал чего-нибудь попить и решил ждать выходящую из города колонну .

О вывозе инженерного снаряжения в течение нескольких дней до 15 мая свидетельствует Благое Станкич. Он совершал рейсы ежедневно. 15 мая утром Благое съездил на грузовике в Пожарницу и вернулся назад . Про «почти ежедневные» маршруты сообщает Любиша Паич . Об активном вывозе инженерного снаряжения и материально-технических средств говорит участвовавший в нём Бошко Боич. Он указывает места назначения – Углевик и Биелина, то есть основные сербские центры востока Боснии .

Как говорит Душко Боич, «непосредственно перед 15 мая мы как инженерная часть отправились в казарму ради вывода моторно-технических средств. Болтали, что идут переговоры о выводе армии передаче казармы «Хусинска буна» в руки тузланских властей. Каждый проезд армейских машин через город от Славиновией до казармы сопровождался оскорбительными жестами прохожих, гражданских. Было видно, что армии уже не рады среди тузланцев» .

Марко Кое Коич р. в 1953 г. в селе Средня Драгуня, општина Тузла (ныне проживает в городе Брчко). Как контрактник, с 27 января 1991 г. он прошёл обучение на водителя транспортных средств в учебном центре в сербском Кралеве. Оттуда его отправили в Ниш, впоследствии перевли в «Хусинску буну» в Тузле. Здесь в конце мая он на трёхосном грузовике ТАМ-150 вывозил из казармы имущество.
12 мая командир роты отправил Коича с грузом в село Буяновац. По прибытии туда Марко сообщили, чтобы он немедленно возвращался: срок выхода войск из казармы сдвинулся с 19-го на 15-е число.
Коич вернулся 14 мая, а поздно вечером отправился к семье домой. Придя обратно утром 15-го, он натолкнулся на КПП на военного полицейского, который сказал о дальнейшем запрете покидать казарму: участились нападения на солдат .

Часа в два дня, запаковав и погрузив оборудование и снаряжение, командир роты связи Слободан Кнегинич позвонил маме и попросил прийти в казарму – он не решался обсуждать с ней положение в казарме и в городе по телефону. При встрече он убедил её забирать личные вещи и уезжать из Тузлы. Позднее знакомые передали офицеру, что мама с большим трудом и лишь с помощью семьи кадрового капитана Зорана Антича, также покидавшей город, смогла сесть в рейсовый автобус, следовавший по маршруту Тузла – Белград .

Еленко Илие Тракилович (р. в 1959 г.в Тузле, до 15 мая 1992 г. проживал в Пожарнице, после войны уехал в Австралию) 15 марта 1991 г. был призван в армию из резерва. Он работал автоперевозчиком, и служить отправился водителем вместе со своим грузовиком ФАП с прицепом, можно сказать, по соседству от дома – от его Пожарницы до «Хусинской буны» подать рукой.
14 мая Тракилович поехал домой в село, чтобы вымыться и провести время с семьёй. Ранним утром пятницы, примерно в 6:30, перед домом остановился капитан Брано Ивкович и передал, чтобы Еленко возвращался в казарму, потому что в этот день готовится сдача объекта властям Тузлы, и нужно срочно вывозить снаряжение. Услышавшая капитана мама солдата закричала с порога: «Ты вообще нормальный, куда ведёшь моего ребёнка? Когда Еленко пришёл ночью, то сказал мне, что весь город блокировала какая-то армия». Брано ответил: «Баба, если я не вернусь, не вернётся и он».
В казарме Тракиловичу приказали подогнать грузовик с прицепом с откинутыми бортами к одному из складов. Вернувшись с завтрака, Еленко застал машину уже загруженной разным снаряжением, с большой лодкой на прицепе поверх остального.
После ему сказали встать в колонну, формровавшуюся в сторону вторых ворот. Еленко поставил ФАп у бензозапрвки, под вербой. С зажжённой сигаретой в руке к нему подошёл старший водник Йово Васич: «Земеля, е.ал я мать того, кто нас всем этим нагрузил». На часах ещё не было двух дня…
(продолжение следует)

Козарска бригада креће преко Саве