От Авро Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.06.2002 14:44:29 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Троцкий - нарком печати?

Кто скажет, по какой причине Л.Д. уделял такое внимание прессе, если занимал в те годы совсем другие посты?


Троцкий о советской журналистике начала 1920-х годов (часть реферата).

Все литературное творчество Троцкого и его публицистику рассмотреть в небольшой контрольной работе, к сожалению, невозможно в силу обилия материалов. В данной работе делается попытка дать обзор публицистики Троцкого в названный период, основной тематикой которой являлись вопросы организации печатного дела на территории Советской России.
Троцкий уделял этому поистине огромное влияние. Не занимая формально государственных постов, связанных с информационным обеспечением власти большевиков, он фактически вел активную разъяснительную работу среди журналистского и редакторского корпуса. В основном она касалась практики печати и отвечала на вопросы: о чем писать, для кого писать и как писать. Можно предположить, что Троцкий в данном случае играл роль партийного чиновника, занимавшегося вопросами печати. Причем он придавал этим вопросам очень важный, государственный характер. Среди известных работ, посвященных проблемам печати, можно назвать несколько наиболее ярких статей Троцкого 1919-1924 годов. Все они многое говорят уже своими заголовками:

1. «ГАЗЕТА И ЕЕ ЧИТАТЕЛЬ» ("Правда", 1 июля 1923 г.);
2. «НАДО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ!», ("Правда", 10 декабря 1921 г.);
3. «ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ПЕЧАТИ» («Красная Звезда», 11 мая 1924 г., Речь на съезде работников военной печати);
4. «ЗАДАЧИ КРАСНОАРМЕЙСКОЙ ГАЗЕТЫ» (20 июля 1921 г.);
5. «В ЧЕМ ЗАДАЧИ "КРЕСТЬЯНСКОЙ ГАЗЕТЫ"»? ("Крестьянская Газета", 17 ноября 1924 г.).


Кроме непосредственной идеологической и профессиональной учебы журналистов Троцкий в своих публикациях регулярно затрагивал темы улучшения полиграфического качества печатной продукции. Среди статей на эту тему можно назвать «ТОВАРИЩАМ-ПЕЧАТНИКАМ С ФРОНТА» ("Красный Север", Вологда, 7 мая 1919 г.), «ПОЛОЖЕНИЕ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА» ("Известия ВЦИК", 26 апреля 1921 г.).
Троцкий, имея огромный опыт работы в официальной и нелегальной печати различных стран мира, хотел донести до советских журналистов основные положения и критерии, которыми они должны были руководствоваться в своей работе. Каковы же его основные мысли на этот счет?

В своей речи на Съезде работников военной печати Троцкий заявлял:

«Военная газета есть прежде всего газета, а затем уже военная. Как газета, которой ничто газетное не должно быть чуждо, она должна быть хорошей газетой» (3).

(В данном случае под «военной газетой» можно понимать любую общественную советскую газету, так как в начале 1920-х годов военные вопросы были одними из самых актуальных для всей страны – прим. авт.)

Он хотел, чтобы большевистская печать, наравне с качественным выполнением идеологических функций, была бы высококачественной с журналистской точки зрения. Это было актуально по причине плохой полиграфической базы, отсутствия средств, молодости и неопытности многих журналистов, слабой квалификации недавно пришедших в печать руководителей.
Троцкий отмечал необходимость повышенного внимания к обычному, массовому читателю. Именно такой подход, по его мнению, мог обеспечить популярность газет в народе.

«Прежде всего, нужен серьезный поворот внимания. Поворот куда? В сторону читателя, живого, такого, как он есть, массового, пробужденного революцией, но малограмотного, малокультурного, стремящегося познать многое, но сплошь да рядом беспомощного и остающегося неизменно живым человеком, которому ничто человеческое не чуждо» (1).

«Первая задача красноармейской газеты - стать как можно ближе к красноармейской массе. Газета должна отражать жизнь красных частей, их думы, их нужды, их запросы» (4).

«Вместо интервью со всяческими многоуважаемыми деятелями, что если бы устроить интервью с новопризванными, с новобранцами? Я думаю, что это было бы куда интереснее» (3).

Большое внимание Троцкий уделял также смыслу, понятности и востребованности публикуемых материалов. Он отрицал писание ради писания и настраивал журналистов на серьезную вдумчивую работу.

«Конечно, необходимо работать над слогом и стилем. Но всякий человек достаточно красноречив в том деле, которое его интересует, которое он знает, которое его захватывает. Всякий человек напишет хорошую корреспонденцию, если у него есть элементарные навыки грамотности, если он знает, о чем хочет писать, и если понимает, для чего хочет писать. С этого-то и надо начинать. Если хочешь что-нибудь в газете рассказать, то, прежде всего, хорошо уясни себе факт, узнай, как обстоит на самом деле, во всей конкретности, а затем спроси себя, зачем ты об этом факте хочешь в газете рассказать, какие цели преследуешь. Ведь военкоры существуют не для того, чтобы военкорствовать; надо помнить, что военкор есть орудие поднятия культурного уровня Красной Армии (3).

Троцкий рассматривал газеты не только как идеологический инструмент формирования нового сознания, но и как проводник знаний, как инструмент повышения общей культуры человека.

«Через газету происходит главная учеба, через газету можно и должно не только информировать, осведомлять, но и давать известный запас сведений, повышать образовательный, политический, культурный уровень читателя. В чем слабость нашего массового читателя…? В том, что у него нет опорных пунктов под ногами, он не знает важнейших фактов: исторических, географических, экономических, статистических и т. д. Задача редакции состоит в том, чтобы, не превращая газету в учебник, - ни в каком случае! - в каждой статье заложить небольшой фундамент сведений, фактов. Повторяя затем эти сведения, можно их закрепить в сознании читателя, и он себя станет чувствовать постепенно тверже и тверже при чтении газет» (3).

Наравне с разъяснением основных задач и направлений журналистской деятельности Троцкий учил и азам журналистики – какими должны быть заголовки, что текст должен быть понятным подавляющему большинству читателей, перед печатью текст должен быть вычитан корректором и т.д.
В своих работах он приводит конкретные примеры улучшения качества публикуемых работ. Иногда они звучат несколько банально для сегодняшнего дня, но в революционном жаре начала 1920-х годов это было необходимо.

«Можно не сомневаться, что автор … способен дать нечто лучшее, если предложить ему два, и три, и четыре раза переработать то, что он написал. Именно так учились мы в свое время писать популярно» (2).

В своих статьях Троцкий проводил своего рода журналистский ликбез, объясняя новому поколению журналистов, как делать газету лучше, повышая профессионализм авторов. Причем, порой внимание журналистов обращалось на совершенно конкретные детали.

«… наши журналисты, репортеры, хроникеры швыряются всякими непонятными советскими словечками, как клоуны шарами. … на видном месте напечатана беседа с товарищем таким-то, "председателем ОКХ". В статье эти буквы повторяются десятки раз без пояснения. Нужно быть тертым советским бюрократом, чтобы догадаться, что дело идет об отделе коммунального хозяйства. Массовый же читатель никогда этого не разгадает и бросит, … может быть, всю газету» (1).

Троцкий в полной мере осознавал силу печатного слова. Он называл его «важнейшим средством сплочения … (и) политического воспитания (масс)». Являясь одним из ярчайших русских революционных публицистов первой половины прошлого века он на собственном опыте, на опыте Октябрьской революции и последующего преодоления разрухи доказал правильность такого внимания к прессе. Благодаря действиям официальной печати и пропаганды вместе с другими важными шагами большевиков в первые годы Советской власти им удалось не только удержать власть, но и добиться народного признания. Выдающаяся роль в этом Льва Давыдовича Троцкого не подлежит сомнению. На его статьях училось целое поколение советских журналистов, которому досталось очень горячее время – гражданская война, восстановление народного хозяйства, введение НЭПа, смерть Ленина и последовавшие за ней сложные внутрипартийные отношения.

...

Таким образом, на основе материалов Троцкого можно было бы составить небольшой учебник по журналистике периода становления Советской власти.