|
От
|
zero1975
|
|
К
|
zero1975
|
|
Дата
|
28.06.2025 12:01:29
|
|
Рубрики
|
Современность; ВВС;
|
|
Рецензия на книгу "Birds of Prey: Boeing vs. Airbus"
На случай, если кому интересно - перевод рецензии на книгу Lynn, Matthew - Birds of Prey: Boeing vs. Airbus: A Battle for the Skies.
Ссылка на рецензию: Graham, B. (1997). Birds of prey: the war between Boeing and Airbus. Journal of Air Transport Management, 3(2), 101–102. https://doi.org/10.1016/S0969-6997(97)88447-5
Хищные птицы: война между Boeing и Airbus
Мэтью Линн
Heinemann, London (1995) 260 стр. £16.99 ISBN 0-434-43925-8
Если, по известному утверждению Роберта Крэндалла, авиакомпании – это «мерзкий гнилой бизнес», то книга Линна предполагает, что авиастроение не отстает от него. Он прослеживает зарождение американской промышленности и несколько случайный взлет компании Boeing, которая затмила своих конкурентов, Douglas и Lockheed. Превосходство компании Boeing было основано на ее успехе в том, чтобы посадить как можно больше людей на большие, дешевые в эксплуатации и относительно консервативные самолеты, строящиеся для получения прибыли компанией, которая, прикрываясь образом «деревенского парня», безжалостно сохраняет 100-процентный контроль над своими делами: У Boeing нет партнеров, только «крепостные». Компания Airbus, ставшая преемницей неудачных или – в лучшем случае – скромно успешных европейских предприятий, таких как Comet, Caravelle и Concorde, заметно отличается от Boeing: это извилистое международное партнерство, раздираемое национальным соперничеством, и компания отличается экспериментами с передовыми технологиями в своих самолетах. Стратегия компании заключается в создании семейства самолетов, нацеленных на завоевание 30 процентов мирового рынка авиалайнеров. Из рассказа Линна о конфликте между двумя компаниями можно выделить три ключевые темы.
Во-первых, производство самолетов – крайне политизированный бизнес, геополитика которого сильно расходится с часто иллюзорной этикой свободного рынка, которую публично проповедует авиационная отрасль. GATT, дефицит торгового баланса, экономический империализм США, важность авиастроения для национальных экономик, глобализация производственных процессов и политики-продавцы – Франсуа Миттеран и Билл Клинтон добились заметного успеха – все они вовлечены в процесс создания и продажи самолетов. Также как и «политическое давление» и прямые взятки. Линн утверждает, что, хотя США и разглагольствуют о свободной торговле, на самом деле они хотят – что неудивительно – управлять своей торговлей в собственных интересах. Возникающая при этом паутина клиентуры – и претензии на глобальную гегемонию – неизбежно дает серьезные преимущества ее производителям. Кроме того, несмотря на заметные исключения, огромный внутренний рынок реактивных самолетов в США, как правило, поддерживает местные аэрокосмические компании.
Во-вторых, в настоящее время авиастроение в значительной степени представляет собой борьбу между Соединенными Штатами и Европой, причем не только по деловым, но и по идеологическим соображениям. Отношения между Boeing, Airbus и их правительствами отражают совершенно разные приоритеты в политической экономике США и Европы. Это стало причиной, казалось бы, бесконечных, неразрешимых и явно лицемерных дебатов о субсидировании европейского производства в сравнении с хорошо известным сотрудничеством между частными финансами и государственными оборонными заказами, которое привело к созданию военного комплекса США. Airbus также сильнее, чем, возможно, любое другое предприятие, олицетворяет веру в то, что после Второй мировой войны Европа должна была выбирать между тем, чтобы быть – в какой-то степени – независимой или стать придатком Соединенных Штатов. Британия с ее претензиями на «особые отношения» с Соединенными Штатами, конечно же, является слабым местом в Airbus – как и в любом европейском альянсе – и этой двусмысленностью активно пользуется Boeing. Линн мало что может предложить для объяснения удивительной лояльности British Airways к американскому производителю, но хорошо отзывается о «британизации» B757 как об одном из примеров постоянных усилий Boeing вбить клин между Великобританией и ее европейскими партнерами. Хотя, возможно, раскол между США и Европой преувеличен, поскольку многие Airbus летают с двигателями американского производства, решение Boeing о выпуске B757 с двигателями Rolls-Royce RB211 было явно направлено – и успешно – на раскол Европы.
Огромные деловые риски, связанные с производством самолетов, служат мощной заключительной темой книги. Многие исторические решения о запуске самолета сейчас кажутся почти случайными: одной из многих причин доминирования компании Boeing на мировом рынке является ее успех в создании рынков для самолетов, которые она уже решила построить. Самым большим – поистине «героическим» – риском, конечно же, был B747, самолет, который чуть не погубил компанию, но теперь является основой ее успеха. Совершенно очевидно, что способность Boeing предложить целое семейство самолетов является его главным преимуществом в борьбе с Airbus. Главная проблема последней заключается в том, что стратегия «клещей» на B747 – A340 снизу и что-то (A3XX?) сверху – еще не реализована. Хотя финансирование A3XX превысит все предыдущие риски, Airbus всегда был вынужден идти на большие риски. Она была пионером в области технологических достижений и широкофюзеляжных близнецов, а затем наблюдала за тем, как Boeing, очевидно, наступает на пятки, продавая больше самолетов. Там, где Airbus лидировал, Boeing часто довольствовался тем, что следовал за ним. A330, возможно, был первым по-настоящему большим двухмоторным самолетом, но более поздний B777 занял более успешное положение на рынке. И снова Airbus пришлось продавать свои высокотехнологичные продукты дешево, чтобы пробиться на рынки. Его запутанные инновации в области лизинга и финансирования уже стали легендой, как и его участие в сделках с некоторыми весьма нежелательными клиентами. Достаточно взглянуть на списки «белых хвостов» Airbus, чтобы увидеть пагубное влияние сделок по продаже Eastern и Pan Am самолетов A300 и A310. И наоборот, «стратегия домино» компании – продажа одной авиакомпании в регионе, чтобы за ней последовали другие – была заметно успешной на «Шелковом пути» к Тихоокеанскому региону.
Birds of Prey – это не академическая книга. Это хорошо написанная и исследованная журналистика, и, хотя в ней мало нового, ее можно назвать информативным, убедительно аргументированным и, безусловно, увлекательным рассказом о жестокой конкуренции между двумя компаниями. Как это неизбежно бывает в подобных книгах, она несколько раздражающе ориентирована на персоналии, в то время как можно было бы предпочесть более подробный и обоснованный анализ геополитики (хотя в ней есть очень полезное резюме о важности авиастроения для GATT). Историческая преамбула к «войне» Boeing-Airbus – основной части книги – неоправданно затянута, а библиография могла бы быть более обширной. Несомненно, борьба между Airbus и Boeing будет продолжаться, хотя акцент в ней смещается с технологий на затраты. Тем не менее, какими бы инновациями ни обладал Airbus, ему никогда не удастся преодолеть огромную мощь, которой обладает Boeing как главный производитель самолетов в стране, считающей глобальную гегемонию своим правом по праву рождения.
Брайан Грэм
Школа экологических исследований Университет Ольстера в Колерэйне, Великобритания