От Pout Ответить на сообщение
К Василий(ABAPer) Ответить по почте
Дата 23.10.2000 18:40:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Этологический подход

>Мое почтение.
>>Приветствую !
>>>А вот тут есть разные мнения. Например в книге Дольника "Непослушное дитя биосфера" высказывется и обосновывается гипотеза, что ксенофобия имеет биологическую природу. Следовательно, она несравненно более раннее явление. Кстати ксенофобия отмечается не только у людей. Например, у крыс.
>>Тут как дашь определение... Тогда что угодно можно получить.
>конечно, конечно. Если дать определние, что это встречается только у людей и только после того, как торговля уже развилась, то Вы совершенно правы. По определнию. Только это не богато как-то...

>А вообще, очень рекомендую книгу Лоренца "Агрессия". Здорово интересно и очень актуально для Форума.

Привет.
"Агрессия"есть на биб-ке Мошкова (либ.ру). Дольник есть в сети
"Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев"
http://www.techno/ru/vivovoco/vv/papers/ecce/vv_eh4_w.htm)
и рядом еще несколько

Более поздние работы -
"Естественная история власти","Право на землю", "Homo militaris,""Непослушное дитя
биосферы"(большая монография 1996г, где собрано все вместе кроме права на
землю и где все приведено в системный вид. Это уже не введение в этологию, а
развернутый курс).

Этология это не "зоопсихология", скорее междисциплинарный подход
к поведению - и животных, и человека. Вряд ли это самостоятельная состоявшаяся
научная дисциплина. Но если определять ее как дисциплину, то
"этология занимается изучением тех форм поведения, которые общи человеку и
животным", а не поведением вообще (К.Лоренц "Оборотная сторона
зеркала"М.Республика 1998, 472).

Вот несколько кусочков их работ Дольника.
==============
........
Человек для этологов - один из видов: многие особенности его поведения,
кажущиеся другим уникальными или загадочными, не выглядят такими, если знаешь
целый букет сходных и родственных образцов поведения других видов. Причем
оказывается, что врожденную мотивацию своего поведения человек, как правило,
не чувствует (ему кажется, что он сам так решил, так хочет, так надо), а
объясняет обычно путанно и неверно. Со своими объектами этолог не может
поговорить об их поведении, поэтому все методы этологии ориентированы на
внешние проявления поведения. Приложения этого метода к человеку (меня не
интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и в ответ на
какой стимул) по-своему плодотворно, особенно тем, что удачно дополняет
достижения гуманитариев, анализирующих в первую очередь мысли и чувства.

Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения
(мы родимся с некоторыми знаниями об окружающем мире и
правилами поведения в нем), и в нужный момент они срабатывают.
Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало
похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не
всегда адекватно обстановке, рационально и даже желательно. (Не все
что естественно - хорошо.) В силу изначальной запрограммированности, люди
не абсолютно свободны в своем поведении, один сценарий его они
осуществляют легко, другой - с трудностями, а некоторые сценарии могут быть
вообще невыполнимы. (Не все придуманные разумом планы для нас осуществимы.)
Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ,
на основе которых можно построить несколько вариантов
поведения. (Все мы изначально "знаем", как воровать, и знаем, что это плохо;
будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы.)
Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не
может ознакомиться с содержанием врожденных программ, но даже не знает
об их существовании. Поэтому когда программа начинает реализовываться,
сознание ее обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то
свои объяснения поведения и его мотивов, совсем не обязательно верные. (Нельзя
доверяться собственной рефлекции, т. е. самоанализу на основе субъективных ощу
щений и идей, и менталитету - бытующему представлению о происходящем, потому
что они дают иногда путаную, тенденциозную и
алогичную картину.)
Люди придумали уйму сложных и витиеватых теорий, объясняющих некоторые
особенности человеческого поведения, а ларчик открывается так просто:
поведение мотивирует врожденная программа, очень простая и рациональная,
проверенная естественным отбором на многих видах. А употребим ли мы ее во зло
другим и себе или на пользу - зависит от нашей морали и нашего разума.


Истоки "общечеловеческой морали". Помимо запрета "не убий", многие животные
подчиняются запретам "не бить лежащего", т.е. соперника, принявшего позу
покорности, не трогать детенышей, не покушаться на чужую территорию, чужое
гнездо, чужую самку, не нападать неожиданно или сзади, не отнимать пищу, не
воровать ее и т.п. Это образует и так называемую "общечеловеческую мораль" (в
действительности - общебиологическую). Конечно, у разных видов эти запреты
могут быть как сильными, так и очень слабыми. Человек не родится ""tabula
rasa", на которой общество пишет свои моральные нормы. Он родится с моралью,
доставшейся ему от дочеловеческих предков. К сожалению, не очень крепкой, но
все же моралью. Религия и культура только развивают в нас то, что есть
изначально.

Изучение поведения человека и ближайших к нему видов не оставляет сомнения
в том, что ему свойственно образовывать мужские (самцовые) иерархии. Они
образуются не только в результате сознательной деятельности, но и
самопроизвольно, спонтанно, подобно тому, как образуются кристаллы льда или
соли.В сущности, модель мужской иерархии и сегодня воспроизводится не только в
стихийно образующихся группах подростков и шайках бандитов, но и в рационально
построенных структурах армии, церковной иерархии, монашеских орденах и т. п.

С каким же набором врожденных программ люди могли вступить в экономические
взаимоотношения? Да с тем же, что был у них и их предков всегда.
Шесть способов присвоить чужое. Почти все виды общественных животных имеют
шесть врожденных программ заполучения чужого добра.
Первая - это захват и удержание самого источника благ: богатого кормом места,
плодоносящего растения, стада малоподвижных животных, трупа, источника
воды и т. п. Захваченное добро удерживается силой: всех, кого можно прогнать,
прогоняют. Вы все могли наблюдать действие этой программы на кормушке для
синиц. После ряда стычек ее захватывает самый настырный самец и старается
никого больше не подпустить к пище. Синицы - пример всем знакомый, но очень
простой. Есть виды с куда более изощрёнными приемами удержания источника благ,
особенно когда этим занимаются не в одиночку, а группой. У человека подобная
программа проявляется еще в раннем детстве. Поскольку, как
правило, удержать за собой источник благ может лишь сильная особь,
постольку для посторонних сам факт обладания им - признак силы и власти.
Вторая - это отнятие чужой собственности, силой, пользуясь своим физическим
превосходством (ограбление). Дети начинают грабить раньше, чем говорить.
Третья - отнятие добра и благ у стоящих ниже рангом без стычки, "по праву"
доминирования. Отнятие - один из способов утверждения иерархии (многие виды
занимаются этим все время, хотя бы в символической форме). Так ведут себя и
общественные обезьяны. У них подчиненные особи не только безропотно отдают
все, что заинтересует доминанта, но и, упреждая его гнев, "каждый сам ему
приносит и спасибо говорит". Сразу даже не поймешь, дань это или подарок.
Много всякого интересного и грустного возникло на этой основе у людей. Во все
времена начальники вымогали "подарки". Сколько стел сохранилось с
перечислением и изображением подданных, выстроившихся длинной вереницей с
подношениями тирану. В Москве был даже "Музей подарков товарищу
Сталину". Для нашей же темы важен другой аспект: передача добра снизу
вверх по иерархической пирамиде для людей "естественна" в том смысле, что
имеет хорошо отлаженную инстинктивную основу.
Четвертая программа заполучения чужой собственности - похищение. Воровство
принципиально отличается от грабежа тем, что его совершает особь, стоящая
рангом ниже обворовываемой. Поэтому воруют животные тайно, применяя разного
рода уловки, стащив - убегают и прячут или съедают незаметно. Когда у
животного запускается программа воровства, то сразу предупреждает о запрете:
попадешься - побьют. У обезьян из-за их жесткой структуры воровство процветает
вовсю. Человек - тоже существо вороватое.
Пятая программа - попрошайничество. На него способны почти все животные.
Вспомните зоопарк: это коллекция попрошаек разных видов. Очень часто поза
попрошайничества имитирует позу детеныша, выпрашивающего корм.
Попрошайничество кое-что дает: увидев особь, вставшую в эту позу, некоторые
животные делятся пищей или могут потесниться на кормном месте. Общественные
обезьяны - ужасные попрошайки, это знает всякий. Просят они
так настойчиво и жалко, что не подать им трудно. Попрошайничество всегда
адресовано вверх: обращено или к тому, кто захватил источник благ, или к
более сильной особи, или к равной по рангу. Естественно, что попрошайничают в
основном обезьяны,находящиеся на нижних этажах иерархии. Попрошайничество
детенышей - особая статья, так же как попрошайничество самок, если их
подкармливают самцы. У человека попрошайничество развито сильнее,
чем у обезьян: мы все время что-нибудь просим или вынуждены просить.
Наконец, шестая программа - обмен. Он развит у обезьян и некоторых врановых.
Меняются животные одного ранга. У обезьян и ворон обмен всегда
обманный: у них есть очень хитрые программы, как обдурить партнера,
подсунуть ему не то, захватить оба предмета, которыми начали меняться,
и т. п. У человека обмен тоже развит, и подсознательная его сторона -
обязательная выгода ("не обманешь - не продашь"). Честный
взаимовыгодный обмен - позднее достижение
разума, борющегося с мошеннической инстинктивной программой.
=====================





>С уважением,
>Василий.
взаимно
Сергей