Механический перевод понятий в десятки раз умножил количество "секретов", таковыми не являющихся В прошлом году органами СБУ расследовалось 13 уголовных дел по фактам утраты материальных носителей секретной информации. Судами рассмотрено 360 протоколов об админответственности за нарушение режима секретности. Все эти ситуации можно было обжаловать в судебном порядке, но никто таким правом не воспользовался, признав тем самым правоту правоохранительных органов. Речь идет о непреднамеренной утечке секретов, случайной утере документов, халатности.
…После упразднения Госкомитета по вопросам государственных секретов задачи, которые решало это ведомство, были возложены на СБУ. Понятие государственной тайны сегодня, в отличие от прежних, не столь уж и давних времен, конкретно очерчено соответствующим законодательством. Исчерпывающе определена и правовая база деятельности спецслужбы в решении этих проблем.
Перемены в жизни общества выдвигают и новые стандарты защиты информации государственной важности. Существенно изменилось само понятие объекта такой защиты, ощутимо сузился круг не подлежащих разглашению сведений.
При разработке законов, регулирующих информационную сферу, Украина учитывала опыт развитых демократий, изначально определившись в том, что национальные интересы государства предполагают и обеспечение в полной мере конституционных прав граждан на свободу получения, сохранности и распространения информации.
Из зоны информационного "табу" были полностью выведены несколько сфер: впервые стали открыты для общественности проблемы защиты здоровья, сведения о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях.
Новшества в немалой степени обусловлены и объективными факторами - активное использование во всех сферах жизнедеятельности современных автоматизированных систем, систем телекоммуникаций способствует распространению значительных массивов информации практически на неограниченных территориях. Это максимально упрощает возможность доступа и к ней самой, и к техническим, программным средствам ее обработки.
Вместе с тем вполне конкретно желание зарубежных спецслужб, организованных преступных группировок, отдельных лиц получить доступ к секретам, утечка которых может причинить серьезный ущерб государству. Значительную их часть составляют сведения оборонного характера. Свою цену имеет и "грифованная" информация из области экономики, госбезопасности, охраны правопорядка, международной политики.
Управление охраны государственной тайны одно из самых молодых подразделений в структуре СБУ - оно существует чуть более полугода. Его руководитель полковник Иван Божков дал эксклюзивное интервью "2000".
- Иван Иванович, людская молва давно и прочно соотносит с компетенцией органов госбезопасности практически все более-менее значимые секреты. И все же, когда СБУ вновь взяла под свое "крыло" эту сферу, высказывались опасения, не повлечет ли это определенные "перегибы", вмешательство в коммерческие тайны фирм...
- В нашей стране до сих пор соперничают две полярные точки зрения на проблемы информационной сферы. Одни считают: исторически так сложилось, что все давние наши секреты хорошо известны, а новых не наработали по бедности, так что и защищать особенно нечего. Другие занимают не менее категоричную позицию: государство, мол, в ответе за все и должно в равной степени защищать как гостайну, так и коммерческие секреты, информацию юридических и физических лиц.
Сразу внесу ясность: государство определило Службу безопасности Украины в качестве защитника именно государственных секретов. Защита всей остальной информации с ограниченным доступом, то есть, конфиденциальной, по закону - это компетенция ее владельцев, определяющих и порядок доступа, и режим пользования. Государство вообще не должно тратить средства на сохранность ведомственных, коммерческих, банковских секретов, за исключением конфиденциальных сведений, являющихся собственностью государства и имеющих гриф "Для служебного пользования".
Ну, а защита собственно гостайны - это очень сложная целостная система, обеспечить функционирование которой оказалось не под силу чиновникам упраздненного ныне ведомства, нередко не имеющим специальной подготовки. Особенно неподъемными оказались эти задачи для регионов. СБУ сегодня имеет все возможности осуществлять широкий комплекс организационно-правовых, инженерно-технических, криптографических, наконец, специфических оперативно-розыскных мероприятий, направленных на защиту секретов государства от устремлений тех лиц, которым знать их не полагается.
После создания управления мы столкнулись с тем, что наши предшественники лишь ходили по краю проблем в этой сфере, остерегаясь погрузиться в непролазное "болото" и увязнуть в нем. Стране ведь в наследство от прежних времен достался огромный неразобранный "бабушкин сундук" старых секретов, в котором годами все накапливалось и недосуг было произвести ревизию. А такая необходимость назрела, и давно. Нелегко даже разобраться, что у нас хранится за суровыми "грифами" прошлых лет. Да и с самими грифами вышел казус.
Дело в том, в терминологию современного украинского секретного делопроизводства вкралась путаница. Если во времена СССР статус "Секретно" присваивали документам, содержащим служебную тайну, то современный гриф "Таємно" присваивается информации, которая относится именно к государственной тайне. Осуществив механический перевод, чиновники по всей Украине на ровном месте в десятки раз умножили количество "секретов", таковыми не являющихся.
Только сейчас, после образования нашего управления, был всерьез поставлен и вопрос о том, чтобы снять грифы со старых документов, чья "закрытость" за давностью лет стала неактуальна. В архивах хранятся миллионы материальных носителей информации, уже не являющейся секретной, но представляющей интерес и для узких специалистов, и для историков, а порой и для широкой общественности.
Необъятный массив информации, который сегодня никто не возьмется оценить в денежном эквиваленте, похоронен за семью печатями. В силу своей "закрытости" они не внесены в базы данных, потенциальные пользователи просто-напросто не осведомлены об их существовании. Иногда отечественному НИИ приходится начинать какую-нибудь разработку с нуля, вкладывать в исследования немалые средства, хотя в соседнем институте пылятся уже давно полученные другими наработки - результативные, но увы, наглухо засекреченные.
Каждый такой документ предстоит всесторонне проанализировать, окончательное решение о его судьбе выносится государственными экспертами, а это - высокие должностные лица, министры, опытнейшие специалисты в своей сфере деятельности - всего 152 человека, утвержденных в этом статусе соответствующим Указом Президента Украины. Они-то и дают окончательное заключение в отношении информации, которую предстоит явить миру из "запасников".
- Как оказалось, тотальное запретительство, так облегчавшее долгие годы жизнь миллионам чиновников, может в результате загнать саму систему охраны секретов в тупик?
- Именно. Процесс засекречивания в советские времена был доведен до абсурда. К сожалению, к нам все это перешло по наследству, ведь инертность чиновничьего мышления уже стала притчей во языцах. В свое время режимно-секретные органы существовали на каждом предприятии, выпускавшем некий конечный продукт, будь-то кондитерская фабрика или колбасный цех. Так вот, эти структуры ведь так никто и не упразднил. По всей стране их насчитывается более 12, 5 тысячи - целая отрасль. Между прочим, в соответствии с бытовавшими еще в прошлые времена мифами, всех их работников и по сей день считают... сотрудниками СБУ! И каждая из этих структур должна перерегистрироваться, обновить разрешительные документы, их сотрудникам надо платить зарплату, притом зачастую из бюджетных средств. Около 600 тысяч лиц имеют допуски к секретам, хотя, как показывает практика, многим из них никакие секреты неведомы. Однако доплату к окладу по 10-15% они получают исправно. Всю эту ситуацию необходимо упорядочить на рациональной основе, сократить число режимно-секретных органов, укрепить те, которые, действительно, обеспечивают охрану государственной тайны, сконцентрировать секретные сведения в меньшем количестве сейфов...
- Вероятно, процесс растянется на годы...
- Механический подход здесь исключается. Вот, казалось бы, сугубо бумажная работа - привести засекреченные документы в соответствие с новым, принятым и опубликованным в марте 2001 года Сводом сведений, составляющих государственную тайну (кстати, в его подготовке наше подразделение принимало непосредственное участие). Канцелярщина, скажете... А тут сталкиваешься с весьма деликатными ситуациями. Например, снимается гриф секретности с документов, связанных с деятельностью подразделений СМЕРШа в 1945 году. И то, что решение рассекретить документы принято, означает одно - предварительно кропотливейшим образом было установлено, что никому не будет нанесен ущерб...
Вот еще папка: здесь собраны подготовленные к рассекречиванию документы из области строительства ракетных комплексов на "Южмаше". 1965-й год. В то время весь Днепропетровск был "закрытым" для иностранцев городом. Об этих разработках вообще нельзя было упоминать вслух за пределами завода. Представляете, как мечтали иностранные спецслужбы завладеть хоть одним из этих листочков - за любые деньги. А сегодня, меньше четырех десятилетий спустя, мы уже готовы это опубликовать.
- Развитие современной науки предполагает оживленный обмен достижениями, поездки на семинары, симпозиумы, выставки, масштабное инвестирование зарубежных средств в совместные разработки. Как это сочетается с соблюдением режима секретности?
- Данная задача согласно Закону полностью возложена на руководителей учреждений, которые лично отвечают за сохранность секретной информации, циркулирующей в их организациях. Служба безопасности оказывает им методическую и организационную помощь, а также наделена правом контроля за соблюдением законодательства по охране гостайн во всех организациях, независимо от их форм собственности. Однако путем жесткого запретительства должных результатов не достичь.
- А правда ли, что крупные совместные промышленные проекты с привлечением зарубежного капитала, создание свободных экономических зон, совместные армейские учения "раздевают" наши секреты на глазах у всего мира.
- Приведу пример того, как в некоторых случаях гибкий подход к проблеме "рассекречивания" способен не только пополнить бюджет страны, но и укрепить ее авторитет в глазах мировой общественности. Когда создавался проект военно-транспортного самолета Ан-70, все разработки украинская контрразведка успешно уберегла от чужих глаз. Первую информацию международные эксперты получили лишь когда машина находилась на стадии испытаний. Европейские страны проявили к ней интерес и предложили уже совместными усилиями создать на базе "семидесятки" новый европейский самолет. Так возникла перспектива многомиллионного проекта, и было принято решение рассекретить часть связанных с ним отечественных разработок.
В стране создана достаточно надежная система охраны государственных секретов, для того, чтобы исключить их несанкционированную передачу за границу и иностранным гражданам. По Закону "О государственной тайне" секретная информация может быть передана иностранному государству или международной организации только на основании соответствующих международных договоров, ратифицированных Верховной Радой, или письменного мотивированного распоряжения Президента Украины с учетом интересов национальной безопасности.
Но жизнь вносит свои коррективы и не всегда они имеют позитивный характер. Много вопросов вызывают правовые коллизии, связанные с проблемой охраны секретов на объектах, возглавляемых гражданами других государств. Наше законодательство допускает возможность допуска иностранцев к госсекретам, но только в исключительных случаях, да и то - по специальному распоряжению Президента Украины. В то же время все чаще во главе приватизированных отечественных предприятий становятся иностранные граждане. Как быть? В мировой практике в подобных ситуациях поступают достаточно просто. Например, если во главе компании, фирмы или предприятия США стоит иностранный гражданин, государство не размещает здесь госзаказ, соблюдая таким образом режим секретности. Нам же еще только предстоит выработать алгоритм решения таких проблем. Мы не бросаемся в крайности. Истина, как всегда, лежит где-то посредине...
- Иностранцы уже оценили наши успехи на пути к современному демократическому обществу, в меру открытому, в меру оберегающему свои тайны?
- Несмотря на непреходящий интерес к нашим секретам и постоянное, впрочем, вполне понятное желание завладеть ими "неформальным" путем, иностранные коллеги в то же время очень придирчиво изучали нашу систему охраны государственной тайны с точки зрения того, насколько она эффективна, можно ли нам доверять свои секреты без опаски, что они станут известны некой третьей стороне. Их оценки вполне положительны. В конце прошлого года лестные слова в наш адрес прозвучали на встречах с экспертами НАТО, европейскими коллегами. Подтверждением тому служат и 10 подписанных межправительственных соглашений о взаимном обеспечении сохранности секретов, которые уже ратифицированы Верховной Радой. Еще 25 таких документов находятся в работе. Это деликатнейшая сфера отношений между странами, создающая почву для взаимного доверия, без которого прежде всего невозможно успешное экономическое, научно-техническое, международное сотрудничество. А также борьба с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью.
- Однако подобная деликатность в обращении с чужими секретами присуща не всем. После распада Союза многие бывшие советские республики и страны "соцлагеря" просто рассекретили все скопом документы, связанные с "прошлой жизнью", поломав при этом немало людских судеб, спровоцировав лавину громких скандалов в СМИ...
- В нашей стране владельцы таких секретов ведут себя "по-джентльменски", хоть это и прибавляет им и нам хлопот. Если грифованный документ бывшего Союза не подпадает под наш "Свод", мы обязательно запрашиваем коллег из ближнего зарубежья, которые, по логике вещей, могут быть заинтересованы в сохранности данной информации.
Вообще же работа у нас насыщенная, динамичная. Опубликование раскрываемых данных происходит одновременно с обратным процессом засекречивания актуальной информации. Сам "Свод" отнюдь не является догмой, а также подлежит изменениям. Только в прошлом году по инициативе государственных экспертов он был пополнен тремя позициями, сейчас несколько предложений поступило от Министерства экономики: обоснованно предлагается отнести к сфере государственной тайны некоторые обстоятельства экономической жизни страны. Это живой процесс.
- Насколько соответствует ему действующее законодательство?
- Мы работаем над его совершенствованием, однако созданная в нашей стране нормативно-правовая база позволяет вполне надежно защищать секреты. В первую очередь, это новая редакция Закона "О государственной тайне", подготовленные и принятые Кабинетом министров в конце 2001 года положения, регулирующие организацию режимно-секретной деятельности. Главное их преимущество видится в том, что они вполне открыты и сами по себе эти документы тайн не содержат. Правовая ситуация абсолютно прозрачна. Любой гражданин может, "побродив" по Интернету, выяснить, например, в деталях все, что касается порядка допуска граждан Украины к секретам, найти другие, возможно, неожиданные для себя сведения.
Наверное, немногим известно, что по действующему законодательству СБУ является специально уполномоченным органом государственной власти в сфере обеспечения охраны гостайн. Кроме расследования уголовных дел, связанных с разглашением или утерей секретов, мы имеем право составлять и направлять в суды протоколы об административных правонарушениях в этой сфере. Наделены также правом выдавать разрешения на проведение работ с гостайной и, наоборот, отказывать гражданам в допуске к секретам, осуществлять контроль за режимно-секретной деятельностью.