От Кейстут Закорецкий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.08.2002 02:19:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; 1941; Версия для печати

О подвиге Гастелло, Маслова и других из ДБА в 1941

Привет!

Предлагаю описание подвига Гастелло, Маслова и других из ДБА в июне-июле 1941 (и к претензии насчет «бомбардировки» – «штурмовки»):

(Из статьи “Фрагменты боевого применения Ил-4” – И.А.Гуляс, Киев, журнал “Авиация и Время”, 1, 1998, стр. 16-20, 38)

Первые боевые вылеты ДБА [т.е. Дальне-Бомбардировочной Авиации советских ВВС] по непосредственному профилю [т.е. в ночь на 23.06.1941 на Кенигсберг, Данциг, Люблин и Катовице] оказались для нее на долгое время и последними. Г.К.Жуков требовал от ВВС штурмовок, и вскоре вся авиация превратилась в штурмовую. Уже 24 июня командование поставило перед экипажами ДБ-3 и ДБ-3Ф задачу бомбить механизированные колонны с высоты 400 м, т.к. удары по ним с больших высот хоть и были более безопасны, но оказались малоэффективны.

В полках, где подобные приказы не объявлялись, летчики сами стремились действовать с небольших высот, а после сброса бомб нередко продолжали атаковать противника из пулеметов. При бомбардировке опускаться ниже 400 м было опасно, т.к. можно было угодить под осколки своих же “соток”, которые составляли основу нагрузки ДБ-3Ф. Звено обычно сбрасывало не менее 20 ФАБ-100, несколько десятков зажигательных бомб по 100 кг и около 70 осколочных АО-8 по 8 кг.

26 июня экипажи 3-го ДБАК [т.е. ДальнеБомбардировочного АвиаКорпуса, штаб в Смоленске, командир – полковник Скрипко] совершили 254 самолето-вылета, понеся значительные потери. Только в 207-м ДБАП [т.е. в Дальне- Бомбардировочном АвиаПолку] не вернулось 15 экипажей! Тот день в историю советских ВВС вошел как день подвига экипажа Николая Гастелло. Это событие, имеющее прямое отношение к ДБ-3Ф, до сих пор достоверно не описано – задержимся на нем подробнее. [Тогда 207-й ДБАП] работал звеньями с интервалами в 5-10 мин. [по немецким танковым колоннам на участке Молодечно-Родошковичи]. Звено капитана А.Маслова (ведомые Витковский и Клята) ушло на цель одним из первых, около 10 час., а капитана Гастелло со своими ведомыми Воробьевым и Рыбасом – примерно через час. Маслов и Гастелло были в числе тех, кто с задания не вернулись. Первый пропал без вести, имя второго обрело бессмертие. Его подвиг стал известен по докладам ведомых… В 1951 г. в канун 10-летия подвига государство выделило деньги на памятник Гастелло в Родошковичах. Когда могилу у деревни Дешкняны вскрыли, то обнаружили медальон Г.В.Реутова – стрелка из экипажа … Александра Маслова!!! В верхах возникло большое замешательство, и в конце концов было принято решение все замять. Экипаж Маслова перезахоронили под памятником Гастелло, а обломки его ДБ-3Ф выставили в нескольких музеях как обломки самолета Гастелло.

Кропотливая работа энтузиастов, опрос местных жителей, поиски в архивах и на местах падений самолетов заставляют на многое взглянуть по-новому. Наиболее вероятной представляется следующая версия. Звено Гастелло достигло цели, отбомбилось по шоссе на заданном участке и повернуло на восток. Но истребителей противника в воздухе не было, у стрелков оставался неизрасходованный боезапас, и Гастелло пошел вдоль проселочной дороги в восточном направлении на Беларучей-Мацки-Шепели. Стрелки обстреляли из ШКАС-ов автоколонну, повредили 12 машин, в том числе легковую и штабной автобус. Перед деревней Шепели самолет задымил. Сразу за ней начинался густой лес и если бы экипаж над ним выпрыгнул, немцы его и не пытались бы искать, но самолет начал разворачиваться обратно на Мацки, где стояла вражеская воинская часть. Очевидно, перед разворотом Гастелло отдал команду покинуть машину. Но, штурмуя колонну, ДБ-3Ф и так летел низко, а при развороте еще потерял высоту. Успел выпрыгнуть только один. Местные жители нашли его мертвым, причем, тело сильно обгорело… Самолет же, описав дугу около 300 градусов, упал в болото между деревнями Мацки и Шепели. Именно в этом месте, а не у деревни Декшняны, как общепринято, погиб экипаж Гастелло. Впоследствии здесь были найдены документы и обломки именно его самолета, о чем свидетельствует бирка от двигателя М-87Б N: 87844. Хотя тарана не было, но подвиг – был!

… При встрече с вражескими истребителями у немногочисленных групп ДБ-3Ф было не много шансов уцелеть. Известны случаи разгрома целых эскадрилий. Так, 24 июня девятка ДБ-3Ф из 212-го ДБАП потеряла над Картуз-Березой (Брестская обл.) 8 самолетов…
30 июня западные историки отмечают как самый результативный день для люфтваффе. В тот день крупные силы советских бомбардировщиков были брошены на разрушение переправ у Бобруйска и Двинска.

Над Березиной у Бобруйска действовали пять бомбардировочных дивизий, основу двух из них составляли ДБ-3 и ДБ-3Ф. Переправа и подступы к ней прикрывались большим количеством зенитных пулеметов и малокалиберной артиллерией. Истребители врага непрерывно барражировали в этом районе. Эти обстоятельства были известны с 28 июня, когда экипажи 212-го ДБАП впервые атаковали эту цель. Однако 30 июня ни истребителей прикрытия, ни специальных сил для подавления ПВО советское командование не выделило! Более того, у какого-то штабного умника появилась идея воздействовать на противника непрерывно. В других обстоятельствах такое решение могло стать верным, но тогда оно привело к появлению над целью с небольшими интервалами звеньев и отдельных экипажей, что стало равносильно смертному приговору…

Жертвы были огромны (до 50%), но советским летчикам удавалось наносить противнику урон, и порою немалый. 56-й корпус Манштейна был задержан на 3 дня!…

По причине больших потерь 3 июля 1941 г. вышла директива Ставки, предписывавшая дальнебомбардировочной авиации действовать ночью и с больших высот. Приказ правильный, но экипажи как летали днем, так и продолжали. Почему? Ветеран ДБА Герой Советского Союза В.В.Решетников (в 1980-86 гг. заместитель главкома ВВС) считает, что от безысходности, ведь противник наступал с темпом до 50 км в сутки, нужно было срочно принимать хоть какие-то меры, и Генштаб их принимал. Потери росли. Из глубины страны прибывали новые эскадрильи, полки и целые дивизии… Но восполнять потери не успевали, и к концу июля на западном направлении оставалось 75 исправных ДБ-3 разных модификаций [из 1122-х на начало войны только в западных округах]. Из-за резкого сокращения численности авиапарка стали ненужными аппараты управления корпусов ДБА, и в конце июля – начале августа их упразднили...

ДБ-3Ф (Ил-4) делали до 1945-го с темпом максимум чуть больше 100 в месяц (всего 5256 за годы войны). После войны его заменил Ту-4.

(Фото на www.i.com.ua/~zhistory/G061941)

С уважением…