От purnie Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.08.2002 03:55:57 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Версия для печати

Ко дню освобождения Харькова-2

http://www.time.kharkov.com/

Глазами семнадцатилетних
Что я думaю о Великой Отечественной войне


Сочинение на эту тему незадолго до выпуска писали ученики 11-б класса экономико-правовой школы Харьковского гуманитарного университета `Народная украинская академия`.

Ольга Подоляка: `Мир создан для всех...`

`Я считаю, что для нас эта война была несправедливой. Мир создан для всех людей, рождающихся в нем, и нет наций, которые недостойны этой жизни. Все люди равны: никто не стоит выше, и никто не обязан подчиняться по расовой принадлежности кому-либо. Фашисты так не думали и решили, что их нация стоит выше других и имеет право выбирать, кто достоин ходить по этой земле, а кто достоин лишь быть расстрелянным или убитым жесточайшим образом. Для меня до сих пор осталось непонятным, почему фашисты оставили за собой право решать судьбы других людей, почему они считали себя лучше.

Трудно представить, что пришлось пережить советским людям в годы Великой Отечественной войны. Через какие горе и муки прошли они в борьбе за справедливость. Воевали все: мужчины, женщины и даже дети, которые работали в тылу, на заводах, будучи совсем нежного возраста. В их сознании с самого раннего детства представление о мире ассоциировалось с ужасом и страхом. Я думаю, что у детей, которые пережили войну, нарушилась психика и на всю жизнь остался огромный след в душе.

Кроме миллионных людских потерь, война принесла еще и разрушение городов и потерю культурных ценностей. Сколько всего было вывезено из страны за границу, что многое из этого потеряно навсегда. Какого труда стоило народу восстановить разрушенные и сожженные территории.

Это дико - убивать друг друга и миллионы невинных людей. Война напоминает диких животных, которые убивают друг друга из-за куска пищи. И люди до тех пор останутся `дикими животными`, пока не научатся понимать, что война никогда не приводила ни к чему хорошему, и не конфликты разрешаются войной, а людские судьбы разбиваются ею`.


Полина Тишкина: `Я знаю одно... это страшно!`

`При изучении этой темы мы пользовались дополнительной литературой, из которой я почерпнула для себя много новой информации и разные взгляды на одни и те же события.

К примеру, статья Кудряшова: `Несущие смерть`. В ней рассказывается о немецких айнзатцгруппах, которые проводили экзекуции, убили 600 - 700 тысяч евреев и 100 - 300 тысяч людей других национальностей. До чтения этой статьи я не знала даже о существовании таких групп.

Всем известно, что очень много интеллигентных и образованных людей были именно евреями. Сейчас, когда все те события остались в прошлом, многие страны начинают осознавать, какой моральный и материальный ущерб понесли евреи во время Великой Отечественной войны и пытаются его компенсировать, приглашая их жить в свою страну. Но я думаю, что это невозможно компенсировать. Я лишь читала обо всех тех ужасах, но испытывала страх, я даже не могу себе представить, что должен был чувствовать человек, который жил в то время, был участником тех событий. Я знаю одно... это страшно! Такого разумный человек не пожелает и своему врагу`.


Максим Мусеев: `Неужели они так неблагодарны?`

`Для меня война и победа в ней - это гордость за силу нашей страны, за силу духа русского (украинского, белорусского) человека, в то же время это - бесконечная печаль, ведь погибли десятки миллионов человек со всего мира. И моя семья потерпела горе в войне, война унесла жизни всех моих четырех прадедушек, из-за чего семьи бедствовали. Я не имею глубоких корней в Харькове. Мои родители из Донецкой области, но мне много рассказывали про оккупационный период в нашем городе, я слышал много версий об отношениях немцев с местным населением, но если честно, я так и не могу понять, хотя бы на примере Харькова, были ли фашисты жестоки с населением так, как об этом говорится в современных учебниках.

Честно признаться, огромное впечатление на меня произвел фильм `Список Шиндлера` после, извините, привычных тупых боевиков, этот фильм кажется чем-то совершенно гениальным, хоть и ничего, наверное, сверхъестественного в нем нет, он просто хорошо сделан, это истинно психологический шедевр с вполне реальными событиями, об ужасе которых я до этого мог только догадываться. И вообще ГЕТТО - это ужас и смерть, которые обрушились на мир, последствия чего мы помним сейчас и, наверное, не забудем еще очень долго.

Немного отвлекусь от войны, хочу задать другой вопрос. Мне вообще не понятно, почему отношения между СССР и Западом столь натянуты уже десятки лет, ведь мы так часто повторяем, что именно наши войска освободили от фашистов ту же несчастную Францию и множество других государств, так вот почему же все-таки была `холодная война`, неужели они так неблагодарны?`.


Анна Качетжиева: `Я не согласна с авторами учебника...`

`Почему Сталин пошел на тайный союз с Гитлером на начальном этапе войны, ведь понятно, что это развязало руки Гитлеру в отношении Западного фронта и позволило, не опасаясь нападения на востоке, захватить часть Европы? Какие цели преследовало советское руководство, не сообщавшее широким народным массам о надвигающейся войне и всецело убеждавшее их в том, что Германия - наш союзник? Кому была нужна идея `вероломного нападения`? Зачем так задержали директиву о переводе войск на состояние боевой готовности, - в общем, каковы причины того, что советское государство всячески рыло себе яму в войне против Германии?

Также белым пятном для меня осталось форсирование Днепра - почему основная ставка делалась на численность войск, а не на талант военачальников?

И в чем так провинились украинцы, что их, взятых с освобожденных от нацистов территорий, без подготовки и практически безоружных, бросали в эпицентр боев `для искупления вины`?

Как известно, войну проигрывают не на поле боя, а в кабинете и не маршалы, и даже не военные, а дипломаты, в тот день, когда допускают начало войны. Таким образом, я могу сказать, что более всего в этом периоде меня интересует политика верхов, ведь всегда более интересны не военные действия, а то, что к ним привело...

Во многих вопросах я могу с уверенностью сказать, что не согласна с мнением авторов нашего учебника: Ф. Г. Гурченко, П. П. Панченко, С. М. Тимченко.

Мне не нравится способ подачи информации в параграфах: событие, оценка события. Мне кажется, наиболее приемлемым для учебника истории старших классов такой тип подачи информации: причины события, повод, факт, последствия. Заметьте, нет оценки, - поскольку она часто является спорной и вообще навязывает мнение авторов учебника учащемуся. В одиннадцатом классе учащиеся способны самостоятельно оценивать события, уже не воспринимая мир как черно-белый экран`.


Богдан Козицкий: `Это история моих предков...`

`На вопрос `Что я узнал о Великой Отечественной войне?` я бы не растерялся и ответил еще в первом классе, хотя ответ был бы детским. Уже тогда я много знал об этой войне, ведь история моих предков - это история Великой Отечественной войны.

Один мой прадед был офицером, освобождал Киев, два раза был в плену, оба раза бежал, был лишен звания после плена (счастье, что звания, а не жизни), много раз чудом оставался жив.

Два других моих прадеда были партизанами. Один комиссаром отряда на Полтавщине, где попал в плен к немцам, которые его пытали и убили. Он был тем солдатом-героем, который погиб под пытками врага, не выдав военную тайну. Другой был пулеметчиком в партизанском движении С. Ковпака на Сумщине и в сражении тоже был убит.

Прабабушка была фельдшером в тылу, лечила раненых, сутками, без отдыха отдавалась своей работе, хотя дома были маленькие дети, за самоотверженный труд была награждена. Еще один прадед был командиром одной из дивизий, освобождавших Харьков, прошел всю войну, победу встретил в Праге. И с гордостью носил боевые награды.

Бабушка и дедушка были депортированы в Германию.

От прадеда, который еще жив, и от бабушки я узнал много героических, ужасных подробностей и тех, которые широко не афишировались. Прадед рассказывал о героической переправе советских солдат через Днепр при наступлении на Киев. И о том, какой дорогой ценой достался этот героизм, о том, как это было ужасно. Рассказывал, как начальство сделало ему выговор за то, что он, будучи офицером, шел есть за один стол со своими солдатами. Хотя я знаю, что еще Суворов считал не только незазорным, но и обязательным для командира есть за одним столом с солдатами. Еще я узнал о более гуманном отношении к пленным немцам с советской стороны, чем отношение к нашим военнопленным со стороны немцев, где мой прадед получал в сутки пилотку (другой посуды у него не было) пустой баланды.

Моя бабушка также получала в сутки порцию баланды с брюквой, кусочек маргарина и графин химического кофе с сахарином (который никто не пил) на барак. Она работала на железной дороге, будучи депортированной в немецкий тыл. Из рассказов бабушки я узнал, что немец и фашист - это не одно и то же. Среди немецкого населения были и те, кто сочувствовал депортированным и помогал им (например, оставляли немного еды в приметных местах, давали отгулы). Но были и полицаи, и не было ничего ужаснее их наказаний, самыми жестокими среди полицаев были предатели, перешедшие на сторону врага`.