|
От
|
SVAN
|
|
К
|
Alex Medvedev
|
|
Дата
|
17.09.2002 19:12:35
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Аналогия между ЛаГГ и В-26
Уважаемые господа!
Я просто в восторге от Вашей дискуссии (если пропускать повторяющиеся ругательства по отношению к собеседнику).
Взгляд со стороны: несмотря на некоторые (и важные) недостатки, ЛаГГ-3 имел одновременно и несомненные преимущества по сравнению с аналогичными машинами начального периода войны (то есть Як-1 и МиГ-3): в первую очередь вооружение (лучше, чем у МиГа и Яка) и живучесть (лучше, чем у Яка). Таким образом, по сумме факторов ЛаГГ был вполне на уровне Як-1 и МиГ-3, и вполне отвечал своему назначению истребителя-солдата.
НО! Наряду со всем этим действительно существовал СТЕРЕОТИП ЛаГГа как неудачного самолёта (впрочем, к МиГу он тоже приклеился), что объясняется в первую очередь вовсе не особо убогими ТТХ машины, а именно неудачным течением того периода войны, на который пришёлся пик боевого применения ЛаГГа. Лётчики шли в бой против численно превосходящего противника, имеющего всё же некоторое превосходство по ТТХ фронтовых истребителей (не ЛаГГ против Як, а Bf против ЛаГГ), опыт, и однозначно лушую тактику. Большие потери и привели к формированию стереотипа, не очень оправданного, но живучего.
Пример по ассоциации: американский В-26. Этот самолёт собирались снимать с производства ТРИ РАЗА. Два раза назначалась комиссия Конгресса для расследования причин страха лётчиков перед В-26. В среде пилотов быстро сформировался устойчивый СТЕРЕОТИП того, что В-26 это "Гарантированный гроб". При этом бились на В-26 вовсе не намного больше, чем на В-25 или В-17!!! Но стереотип был! Что сделал Мартин, чтобы не лишиться заказов на десятки тысяч машин и не лишить армию лучшего серднего бомбардировщика:
1. Отозвал с фронта несколько пилотов-пилотажников из "воздушных цирков", которые начали устраивать показательные выступления с посадками без моторов, полётами на одном моторе, выводом из штопора, высшем пилотаже, высшем пилотаже на одном моторе, и вообще всем, что могли придумать.
2. Улучшил характеристики В-26 в развитии модели - то есть удлинил киль, увеличил площадь элеронов и руля, усилил вооружение, и т.д.
3. Открыл курсы повышения квалификации для механников В-26, под руководством опытнейших инженеров заводов Мартина.
После того, как В-26 перестали использовать в самоубийсвенных атаках на малых высотах(в которых потери регулярно достигали 80%) и все перечисленные меры возимели действие - стереотип исчез сам собой. У ЛаГГа времени на такие действия не было - надо было воевать сейчас, даже из последних сил. И именно на ЛаГГе, Яках, МиГе выросло первое поколение советских асов 2МВ, которые потом подняли счёт до 50-60 уже на Р-39, Як-3, Як-9, и Ла-5.
Вот такая аналогия. Согласны?
СВАН