От Stalker Ответить на сообщение
К All
Дата 23.09.2002 00:10:59 Найти в дереве
Рубрики Современность; Политек; Версия для печати

Российская "оборонка" снова погналась за двумя зайцами...

Здравствуйте
ПолитикаВ мире

Российская "оборонка" снова погналась за двумя зайцами...
--------------------------------------------------------------------------------
22.09 22:59 | MIGnews.com
--------------------------------------------------------------------------------


В начале нынешнего года руководители крупнейших отечественных оборонных корпораций и высокопоставленные чиновники в разговорах с журналистами не раз заявляли, что экспорт российских вооружений и военной техники неминуемо будет расти. Так, в марте нынешнего года, беседуя с корреспондентом "Эксперта" на Нижегородской выставке вооружений, гендиректор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов твердо пообещал резко увеличить портфель заказов. По его словам, в этом году Россия может продать вооружений больше, чем в прошлом, - на сумму свыше 4 млрд долларов. При этом г-н Бельянинов спрогнозировал устойчивую тенденцию роста экспорта нашей военной техники. Заместитель министра промышленности, науки и технологий Александр Бриндиков, отвечающий в министерстве за ВПК, в интервью "Эксперту" четко обозначил географические приоритеты нашего присутствия в мире: "Нам крайне важно развивать экспансию в страны Латинской Америки и Азии, где раньше мы в силу тех или иных причин не могли рассчитывать на полномасштабное присутствие".

Поводы для оптимизма, и вправду, были. Еще в начале года Россия участвовала сразу в четырех крупных международных тендерах - в Южной Корее, Турции, Малайзии и Бразилии - и имела, по словам чиновников, "крайне высокие шансы на победу". В случае успеха наша страна могла рассчитывать на новые контракты общей стоимостью от 6,5 до 10 млрд долларов. Но этого не произошло. Итог первых двух тендеров оказался весьма печальным - их Россия проиграла. Большинство экспертов уже сейчас склонны предполагать, что и оставшиеся два конкурса не принесут нам большого успеха.

Первым Россией был проигран самый крупный из завершившихся в этом году тендеров на поставку в Южную Корею к 2008 году 40 истребителей на сумму 4,2 трлн вон (примерно 3,2 млрд долларов).

В марте 2001 года гендиректор АВПК "Сухой" Михаил Погосян вместе с Ильей Клебановым в рамках визита Владимира Путина в Сеул повез свое детальное предложение об участии в конкурсе модернизированного истребителя Су-35. Конкуренты у Су-35 оказались вяловатые: Boeing выставил на тендер свой знаменитый еще боями во Вьетнаме, но устаревший F-15K (модель 1972 года), который уже собирались снять с производства; Eurofighter предложил недоделанную машину Typhoon; французская компания Dassault представила самолет Rafale - дорогой по сравнению с Су-35 истребитель и немного уступающий ему по ряду тактико-технических характеристик. Однако даже после крупных скандалов, вызванных попытками представителей Boeing и Dassault дискредитировать друг друга, контракт, в конце концов, заключается с Boeing.

Если корейский самолетный тендер завершился крупным скандалом, то проигрыша россиян в турецком тендере на поставку в эту страну 145 ударных вертолетов на сумму более 2 млрд долларов не заметил почти никто. ОАО "Камов" вместе с израильской Israel Aviation Industries сумели из базовой модели Ка-52 "Аллигатор" сделать вертолет, адаптированный к стандартам НАТО. Кроме того, руководство "Камов" вынесло на рассмотрение Турции уникальную офсетную программу. Как сообщил нам гендиректор камовской фирмы Сергей Михеев, Россия предложила Турции создать школу авиаконструкторов и поднять местную авиапромышленность. Речь, в частности, шла о создании в Турции совместными усилиями легкого вертолета на базе Ка-115. Однако несмотря на все это, турецкие власти приняли решение закупить вертолеты King Kobra и подписали контракт с Bell.

Еще один малоперспективный для России самолетный тендер проходит сейчас в Бразилии. Бразилия намеревалась купить самолеты в рамках общего обновления парка авиации стран Латинской Америки для эффективного функционирования так называемой зоны ПВО Амазония, которая создавалась главным образом для защиты латиноамериканских стран от внешнего агрессора, а также для более эффективной борьбы с воздушным наркотрафиком. Два месяца назад военно-техническая комиссия ВВС Бразилии подвела предварительные итоги этого конкурса. Его результаты вроде бы должны обнадеживать. Во второй этап конкурса вышли две машины - российский истребитель-бомбардировщик Су-35 и Mirage-2000 фирмы Dassault.

Итоги второго этапа конкурса должны быть подведены до конца этого года. Как полагают бразильские военные чиновники, у России хорошие шансы на победу. Ведь Су-35 превосходит Mirage-2000 по ряду летно-технических характеристик. Кроме того, каталожная цена нашего самолета - около 35 млн долларов, тогда как французского - почти 50 млн. Правда, у Су-35 есть один недостаток: этот самолет не стоит на вооружении нашей армии. Впрочем, руководство АВПК "Сухой" надеется его компенсировать: Россия готова не только передать технологии производства Су-35, но и организовать его совместное производство. В случае победы в тендере наша страна пообещала увеличить закупки бразильских товаров, а также наладить масштабное сотрудничество в области космоса. Однако у французов шансов на победу гораздо больше. Во-первых, они тоже готовы выпускать Mirage-2000 совместно с бразильцами. Но, главное, Dassault владеет крупным пакетом акций бразильской самолетостроительной компании Embraer, выпускающей региональные и ближнемагистральные пассажирские самолеты. От маркетинговой и ценовой политики Embraer и Dassault зависит благополучие национальной авиакомпании Бразилии Varig.

А пока российские власти тратят миллионы долларов на освоение новых, подконтрольных США и НАТО, рынков, Россия начала стремительно терять позиции на традиционных рынках Азии. Неприятные новости пришли на днях из Малайзии, где Россия участвует в тендере на поставку 20 самолетов местным ВВС. 10 сентября правительство Малайзии приняло решение закупить американские самолеты F/A-18E/F Super Hornet, хотя малайзийским премьер всячески нахваливал Су-30МКИ. Выбор определили, в конечном итоге, военные, а они резко воспротивились закупке российских машин. И вызвано было это решение не качествами истребителей "Сухого", а историей с машинами фирмы "МиГ". В 1995-1997 годах Малайзия закупила у нас 18 самолетов МиГ-29. И если американцы исправно поставляли запчасти к своим самолетам, то наши делали это время от времени... Кроме того, "Рособоронэкспорт" помимо малазийского участвует в сингапурском тендере на поставку все тех же Су-30. Учитывая, что отношения между Малайзией и Сингапуром нельзя назвать безоблачными, это создает нашей машине дополнительные проблемы.

Впрочем, главная беда пришла откуда уж точно не ждали - из Индии. Еще в конце февраля Илья Клебанов, встретившись с министром обороны этой страны Джорджем Фернандесом, так и не смог подписать новые контракты в сфере военно-технического сотрудничества на 5 млрд долларов. Индусов стала раздражать медлительность российского руководства, которое уже третий год подряд не может продать им авианосец "Адмирал Горшков", 25 палубных истребителей МиГ-29К и пять вертолетов Ка-28 и Ка-31 к нему. Джордж Фернандес неоднократно делал резкие заявления, смысл которых сводится к следующему: переговоры затормозились, пришло время ускорить их, получить корабль и поставить его в строй. Но наши власти, вместо того чтобы найти деньги на ремонт судна, предлагают индусам подписать не один контракт по крейсеру, а целый "пакет из нескольких десятков контрактов", связанных с продажей "Адмирала Горшкова" Индии. В их числе договор на сооружение инфраструктуры для обеспечения функционирования крейсера, договор на продажу систем залпового огня "Смерч" и т. д.

В результате России дали понять, что ее место могут занять США. Г-н Фернандес, побывав в Америке, выразил готовность немедленно расширить военное сотрудничество с этой страной, а президент США Джордж Буш снял ряд ограничений, наложенных Америкой после индийских ядерных испытаний 1998 года, на экспорт из США в Индию двадцати позиций вооружений. Более того, по нашей информации, Индия выразила готовность участвовать в программе строительства американского истребителя F-35 пятого поколения, вежливо отказавшись от аналогичного предложения России.

И наконец, последнее. Индия в лице своего минобороны сделала предложение французскому правительству продать ей крупную партию легких истребителей Mirage-2000, хотя могла бы закупить модернизированные МиГ-29СМТ. Как стало известно "Эксперту", столь печальное для России развитие событий вызвало негативную реакцию со стороны президента Путина, и он попросил российских оружейников, МИД и другие властные структуры разобраться в ситуации и подготовить новые предложения по сотрудничеству с Индией.




С уважением