От Banzay Ответить на сообщение
К Макс Ответить по почте
Дата 26.09.2002 14:19:51 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Суворов (В.Резун); Версия для печати

"Короче Склифасовский!"(с)


>Здравствуйте.1

>Попытка комментария Резуна про японцев. Заезд второй.

>День М. Глава 3. Про Иванова

>Текст
>Так было всегда, но нас занесло в то самое утро, когда торжественную церемонию завершить не удалось: в 7.00 "предварительные" флаги скользят вверх, из-под восходящего солнца заходит первая волна японских бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей. В первой волне - 183 самолета. Из них истребителей прикрытия - меньше четверти. Мощное истребительное прикрытие в этой обстановке не требуется
************************
А разве не 7:55
>Комментарий
>Первую волну составляли 183 самолета. Из них 43 истребителя «Зеро», 51 пикирующий бомбардировщик «Вэл», 40 торпедоносцев «Кейт» и 49 «Кейтов» вооруженных 1760-фн бронебойными бомбами (Норман Полмар. Авианосцы. АСТ. Москва 2001. с. 214). Таким образом, истребители составляют 23.5%. Действительно меньше четверти. Однако, всего на 6 авианосцах адмирала Нагумо было108 «Зеро», 126 «Вэл», 142 «Кейт» (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999 с. 70), т.е. истребители составляли 28.7%. То есть, если учесть, что истребители нужно распределить на две волны и некоторое количество оставить для обороны самих авианосцев, в том, что в первой волне менее четверти истребителей нет ничего удивительного. Так что не «не требуется», а «больше нету».
******************************
А больше по тогдашним тактическим возрениям и не требовалось во первых, а во вторых не было в наличии воообще.
>Причем такое сравнительно небольшое количество истребителей в авиагруппах авианосцев не присуще какой-то одной стране и никак не может характеризовать ее (страны) намерения как «агрессивные» или «оборонительные». Сравните: «Акаги», «Кага» – 18 «Зеро», 18 «Вэл», 27 «Кейт»; «Сорю», «Хирю» – 18 «Зеро», 18 «Вэл», 18 «Кейт»; «Секаку», «Дзуйкаку» – 18 «Зеро», 27 «Вэл», 27 «Кейт» (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999 с. 56 - 57). То есть в среднем, истребители составляют 28.8% авиагруппы. С другой стороны «удельный вес» истребителей в авиагруппах американских авианосцев декабря 1941 года меньше такового у японцев и составляет 25%: «Энтерпрайз» – 18 F4F, 36 SBD, 18 TBD; «Лексингтон» – 18 F2A, 36 SBD, 18 TBD; «Саратога» – 18 F4F, 36 SBD, 18 TBD (Норман Полмар. Авианосцы. АСТ. Москва 2001 с. 196).
*************************
http://forum.vif2.ru/nvk/forum/files/Banzay/Carrier_Air_Group_Composition.doc

Возьмите пригодится...

>Текст
>Вот именно эти самолеты нас интересуют. В их конструкции и характеристиках нет ничего выдающегося, но во внезапном ударе они великолепны. По виду, размерам, летным характеристикам "Никадзима" Б-5Н больше похож на истребитель, чем на бомбардировщик.

>Комментарий
>Имеет место логическая нестыковка. Если по летным характеристикам бомбардировщик «больше похож на истребитель, чем на бомбардировщик», то такие летные характеристики не могут не являться выдающимися.
>Кроме того, размеры и летные характеристики B5N определялись его назначением. А по назначению он палубный торпедоносец. То есть должен удовлетворять условиям вовсе не обязательным для легкого бомбардировщика. А именно: 1. помещаться в подъемный лифт существующих авианосцев; 2. иметь возможность нести торпеду, которая весит достаточно много, больше, чем бомбовая нагрузка легко бомбардировщика; 3. иметь ЛТХ, позволяющие осуществлять низкое торпедометание, т.е. "проноситься низко над целью"; 4. удовлетворять жестким условиям взлета/посадки с/на АВ; 5. иметь достаточно большую дальность полета с боевой нагрузкой. 6. Иметь развитое радио- и навигационное оборудование. При этом самолет должен летать со сравнительно маломощным, за неимением лучшего, двигателем - в 1000 л.с.( САМОГО МОЩНОГО КОТОРЫЙ ЕСТЬ! А НЕ 1000л.с.) Единственный путь совместить все эти требования - максимально облегчить самолет. Именно по этой причине "Кейт" не имеет бронирования, протектированных баков и системы пожаротушения, имеет слабое оборонительное и никакого наступательного вооружения.

>Текст
>Это даст ему возможность проноситься над целью так низко, что с кораблей и с земли видны лица пилотов, так низко, что промах при сбросе смертоносного груза практически исключен.

>Комментарий
>По «основной специальности» B5N – торпедоносец, а так как японцы практиковали низкое торпедометание, то проноситься низко над целью ему «по штату» положено. Кроме того, в описываемой атаке Перл-Харбора часть самолетов B5N использовались как горизонтальные бомбардировщики, вооруженные 1760-фн бронебойными бомбами (356мм снаряды, снабженные стабилизаторами), и при этом они летели отнюдь не низко (для того, чтобы бомба набрала достаточную для пробития палубы линкора скорость).

>Текст
>Славно поработали легкие бомбардировщики "Никадзима" Б-5Н в Перл-Харборе, но на этом героическая страница и закрывается. Внезапный удар был недостаточно мощным, чтобы вывести надолго из войны американский флот и авиацию. В следующих боях, когда американцы пришли в себя, когда началась обыкновенная война без ударов ножом в глотку спящему, Б-5Н себя особенно не проявил.

>Комментарий
>Ну, насчет «никак не проявил» – явное преувеличение. «Кейты» участвовали практически во всех операциях японского флота. Например: в налете Дарвин 15 февраля 1942 (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. с. 135), налете на Коломбо 5 апреля 1942 (там же с. 137), в бою в Коралловом море (там же с. 148 - 158), сражении у атолла Мидуэй (там же с. 167), налете на Датч-Харбор (там же с. 171), бою у о-вов Санта-Крус (там же с. 273 - 290), в кампании на Соломоновых о-вах (там же с. 296), сражении у Марианских о-вов (там же с. 335)
>Последнее применение "Кейтов" - [ждем Банзая]

>Текст
>Производство этих самолетов продолжалось еще некоторое время. Всего их построили чуть более 1200, и на том их история завершилась

>Комментарий
>Во-первых, «чуть более 1200 машин» для Японии времен Второй мировой войны серия вполне приличная. Так, например, D3A1 «Вэл» выпустили 1495 машин, E13A1 «Джейк» (основной гидросамолет-разведчик флота) – 1418, G3M2 «Нелл» – 1048 самолетов. Тем более что фирма «Накадзима» кроме B5N выпускала и другие самолеты: E8N2 «Дэйв», JINl-c «Ивринг», а также моторы для очень многих японских самолетов (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. «Самолеты японского флота» с. 432).
>Во-вторых, после прекращения выпуска B5N фирма Накадзима стала выпускать B6N, который «разрабатывался с 1939 года для замены устаревающего B5N и, по сути, был глубокой модернизацией последнего» (Ф. Шерман «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою» Москва, АСТ 1999г. Приложение III «Боевые корабли и самолеты»). То есть выпуск B5N прекратили не потому, что он не подходил для «обыкновенной войны без ударов ножом в глотку спящему», а потому, что стали выпускать более современный, но удовлетворяющий тем же требованиям (см. комментарий про летные характеристики «Кейта») и соответствующий той же концепции применения, самолет. Этот новый самолет тоже был монопланом, с одним двигателем, имел скорость 481 км/ч, потолок – 9040 м, дальность – 3040 км, экипаж – 3 человека и вооружение: 2-7.7мм, 800 кг бомб или одна торпеда. То есть был не менее «шакалом» (по определению В. Б. Резуна), чем B5N. При этом выпустили его тоже немаленькой серией в 1266 машин (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. «Самолеты японского флота» с. 456).

>С уважением, Макс