От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Чоболак Ответить по почте
Дата 27.09.2002 02:48:06 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

как искали KAL007

>Где нашли обломки KAL007 и нашли ли его вообще?
;с))) нет только черные ящики
Вот материал есть как искали

=====================================================
О трагедии с южнокорейским "Боингом", сбитым советским истребителем над Сахалином, написаны сотни статей, очерков и даже документальная повесть. Тем не менее бывший командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом адмирал Владимир СИДОРОВ считает, что сказано далеко не все, а то, что сказано, нуждается в серьезных уточнениях.

Приводим справку из "Советского Энциклопедического Словаря": "Сидоров Вл. Вас. (р. 1924), сов. военачальник, адм. (1979). С 1978 команд. Балт., с 1981 - Тихоокеанским флотом. С 1986 зам. главнокоманд. ВМФ по тылу - нач. тыла ВМФ".


ОХОТА ЗА ЧЕРНЫМИ ЯЩИКАМИ
Как были найдены приборы-регистраторы с южнокорейского боинга


Николай ЧЕРКАШИН


- Когда американцы сбили иранский воздушный лайнер - по ошибке, со страху, - мировая печать весьма скупо откликнулась на эту трагедию. Но когда нам пришлось применить оружие по нарушителю наших границ, вот тут вся пресса, включая и российскую, обрушилась на защитников родного неба.
То, что "Боинг" пролетел над Камчаткой со шпионскими целями у меня, как и у многих военных профессионалов, не вызывало и не вызывает
ни малейшего сомнения. По долгу службы, или, скажем так, по должностному положению, мне было известно гораздо больше, чем иным газетным обличителям. В частности, то, как долго и безуспешно американская военная разведка США пыталась вскрыть нашу радиолокационную сеть в Приморье. Напомню, что радары не только освещают воздушную обстановку, но по их лучам наводятся и некоторые системы ракетного оружия. Среди действующих станций были и, так называемые, "мертвые", то есть молчащие до поры, до времени, предназначенные к применению только на случай войны, в чрезвычайной обстановке. Вот такую обстановку и пытались спровоцировать американские спецслужбы, заслав рейсовый авиалайнер в воздушное пространство Камчатки. Сделав ни в чем не повинных пассажиров заложниками своей авантюры, они поступили столь же подло, как те эсэсовцы, которые шли в атаку, прикрываясь порой за спинами женщин и детей.
Столь обстоятельная преамбула необходима для того, чтобы правильно оценить смысл тех действий, которые я вынужден был предпринять в ходе поиска "черных ящиков" - приборов, регистрирующих параметры полета и переговоры членов экипажа. Записи их имели решающее значение в международно-правовой оценке инцидента. От их содержания зависело и кому выплачивать компенсацию семьям пострадавших пассажиров: нам или южнокорейской авиафирме. Речь шла о сумме довольно внушительной - 263 миллиона долларов. Я не говорю уже о нравственной оценке печального события. Она тоже во многом определялась записями на магнитной пленке, которая хранилась в металлических гермокапсулах "черных ящиков". Вот почему найти и поднять их становилось задачей особой государственной важности.
Звонок оперативного дежурного поднял меня среди ночи: над Камчаткой - нарушитель воздушного пространства! Движется вдоль побережья.
- Товарищ командующий! Высылаю машину! Я отказался от служебной машины - жил на горе, рядом со штабом флота, и потому спустился по склону напрямик. Так что пока южнокорейский "Боинг" летел над Камчаткой и пересекал Охотское море, мы на КП флота четко отслеживали его полет. Я приказал сыграть на кораблях тревогу всем зенитным средствам. Даже на Курильской гряде - у нас там тоже корабли были - думали он через Курилы выходить будет. Если бы не сработали летчики ПВО, мы бы срубили нарушителя противовоздушными средствами флота. Рука бы не дрогнула... Но обошлось без нашего вмешательства.
Самолет, сбитый в воздушном пространстве СССР, планируя с большой высоты, упал в море вне наших территориальных вод. Я звоню на Сахалин: "Немедленно засечь место!". Все, говорю, мужики, Третьяк (главком войск ПВО страны. - Н.Ч.) свое дело сделал, теперь ему ордена, а мы будем ур-родоваться, как не знаю что. Стал давать распоряжения, какие корабли выслать к месту падения. Прежде всего - ракетные катера с Сахалина, потом сторожевики и спасатель из Совгавани... Знал - сейчас на нас сядут верхом, и не ошибся. Буквально, через 12 минут звонок правительственной "вертушки":
- Сейчас с вами будет говорить министр обороны! Никуда не отходите! Будьте на связи!
- Да, я на связи, на связи... В трубке голос Устинова:
- Здравствуй, Сидоров! Ты где?
- Нахожусь на КП, товарищ министр обороны.
- Ты уже в курсе? Так вот, слушай, Сидоров... Я сейчас от Юрия Владимировича (Андропова. - Н.Ч.). Дело очень серьезное. Надо немедленно поднять самолет. И не допустить ни в коем случае, чтобы "Боинг" подняли американцы. Не видно там американцев?
- Еще не видно. Но мне уже докладывали, что в течение часа они появятся. Наш ракетный катер уже там.
- Слушай, Сидоров, самое главное - "черные ящики". Ты скажи, когда ты их поднимешь?
Я думаю: "Ничего себе! Там глубины до 900 метров. Да еще обнаружить самолет на грунте надо!"
- Товарищ министр, "Боинг" еще найти надо. У нас средств поиска глубже трехсот метров нет.
- Я понял, ты еще сам не знаешь - поднимешь или нет. Так вот имей в виду, если американцы поднимут его раньше нас, не только тебе, мне не поздоровится! Ты меня понял? Оставляй зама и немедленно вылетай на Сахалин. Сам руководи поиском!
-Есть...
Задача, поставленная морякам, являла классический пример поиска иголки в стогу сена. Место падения самолета было засечено с помощью береговой радиолокационной станции, но любой радар дает некую погрешность как по дальности, так и по азимуту. Чем дальше расстояние до цели, тем обширнее район, в котором находится искомая точка. И когда геодезисты-топографы, присланные по приказу адмирала Сидорова на сахалинскую РЛС, нанесли на карту район поиска, то у них получился усеченный клин длинной в двадцать километров и шириной в основании в восемь с половиной.
- Я взял за базу середину этого района, как наиболее вероятное место, - вспоминает Сидоров. - И велел рыболовецким судам, которые мне дали в помощь, вести траление вправо и влево от назначенной оси. Ширина захвата трала - 16-20 метров. Все сейнера я разбил на четыре группы, и пошли они, сердешные, пахать Тихий океан. Выучка у рыбаков отменная, строй держали, как по линейке, шли с небольшим перекрытием галсов друг друга. Через каждые шесть миль - выбирали сети. А выбор трала у рыбаков дело тяжелое. Но Родина сказала надо, и мужики работали на совесть. Через какое-то время в сетях стали попадаться листки бумаг с иероглифами, обрывки журналов, клочья материи, обрывки магнитофонных лент, потом - часть человеческого плеча... Тогда мы резко сузили район поиска. Но в нем уже находились десятки кораблей. Двенадцать моих, шесть американских фрегатов, корвет, потом американский ракетный крейсер подвалил, пять японских кораблей, из них два поисковых судна, белые, как лебеди, с мощными антеннами, с суперэлектронной аппаратурой, стали на якоря... Я как посмотрел на них - сердце заныло. А мы-то с чем пришли?! У нас же, черт побери, кроме... А, лучше не расстраиваться!.. Ясно, что с такой техникой они раньше нас все найдут и поднимут. Потом объясняй Устинову, что у нас то не так, того нет...
Сорок восемь кораблей толкутся на крохотном пятачке, мешают друг другу. Тут и столкнуться, и навалиться могут, и международные инциденты спровоцировать... Стою я на мостике, смотрю на всю эту бестолковую толчею и думаю - что делать?
И вот тут один офицер разведки подает толковую мысль. По американским данным на "черных ящиках" были установлены пинчеры - звукогенераторы, которые при попадании в морскую воду начинают излучать звуковые сигналы, по ним-то их и обнаруживает гидроакустическая аппаратура поискового корабля. Частоты, на которых должны работать пинчеры, нам сообщили.
Звоню я во Владивосток своему другу, начальнику филиала одного из оборонных институтов, и прошу: "Сделай-ка ты мне два акустических маячка, чтоб работали около трех суток на таких-то частотах. И чтоб никто не знал об этом деле!". Когда все было готово, прислал за ними своего порученца, капитана 2-го ранга. Тот уложил приборы в свой чемодан и отправился в Совгавань. Оттуда на борту гидрографического судна вышел на Южный Сахалин в Корсаков. Порученец имел указание, в какое время и где сбросить в воду маячки. При этом он и сам не знал, что сбрасывает. Все это он проделал на траверзе острова Монерон и вернулся в базу. Чтобы проверить, как работают пинчеры, я послал к мысу дизельную подводную лодку, а затем и атомную. Американцы тоже прислали свой атомоход, ходит под водой, выслушивает сигналы пинчеров. Да куда там, шум от кораблей и судов в районе падения стоит такой, что, кроме гребных винтов, ничего не слышно. А нам в помощь - мы его еле-еле выбили - подошло судно нефтегазоразведки "Мирчинг", голландской постройки, с великолепным навигационным комплексом, с подводными телекамерами на борту, способными работать на глубине в триста метров. С его помощью и удалось найти основную массу обломков "Боинга", то есть фактическое место падения. Но нельзя ничего поднимать, так как сразу же привлекли бы внимание американцев. Их вертолеты у меня над головой так и висели. Приходилось маскироваться, я свои адмиральские погоны под синей курткой прятал.
Жду, когда наши "подсадные утки" выманят конкурентов к Монерону. Час проходит, другой, пятый... Пока никакой реакции. Неужели не сработает? Время идет, "великая армада" толчется все на том же пятачке... Спускаюсь в кают-компанию на обед. Только принялся за первое блюдо, вдруг в дверях появляется капитан 2-го ранга, офицер разведки и смотрит на меня более, чем выразительно. Выхожу в коридор.
- Что?!
- Товарищ адмирал, американский эсминец "Бретфорд" и один из фрегатов резко развернулись и быстро пошли к Монерону. В радиосети - большое оживление.
- Клюнули!
Но потирать руки было еще рано. Образовал три ложных поисковых группы, чтоб тралили в разных местах и создавали видимость, что мы до сих пор ищем обломки. Вскоре к Монерону пошли крейсер УРО с флагманом на борту, три японских сторожевика, другие фрегаты... А до мыса худо-бедно - 28 миль, свыше полета километров. Я тоже послал туда один из кораблей. Доносят: "американцы ведут интенсивные водолазные спуски". А глубина там - 850 метров. Ну, ищите, ребята... А они уже по всему миру раструбили: обнаружено место падения южнокорейского самолета, вот-вот будут подняты "черные ящики".
Мы же тем временем поднимаем куски фюзеляжа, крыльев, турбин... Все детали доставляли на Сахалин, там, на плацу пограничной бригады, инженеры расчертили на асфальте контуры "Боинга" в натуральную величину и стали выкладывать на нем все находки. Этим занималась комиссия экспертов, которая прилетела из Москвы во главе с генерал-лейтенантом из Генштаба. В нее же входили специалисты Аэрофлота, минавиапрома... Всего двадцать один человек.
Ну а мы тем временем продолжали свою работу. "Мирчинг" встал точно над местом самой большой груды обломков. Под килем сто сорок метров. Надо спускать водолаза-глубоководника. Но заминка - водолазы не готовы, им на полноценную подготовку надо не менее трех суток. Где взять такое время?
А американцы в ложном районе во всю шуруют. У них уже даже вертолет там в воду упал... Начальник разведки докладывает мне: получено сообщение, что завтра в 11 часов на борту ракетного крейсера США флагман собирает аккредитованных журналистов, чтобы продемонстрировать им подъем "черных ящиков".
В чем дело? "Боинг" же под нами. Какие ящики они собираются демонстрировать? Что им стоит изготовить макеты авторегистраторов, записать на них нужную информацию - это совсем нетрудно при должном профессионализме - а потом предъявить ИКАО и нам? Надо опередить этот брифинг во что бы то ни стало!
"Мирчинг" все же спустил водолаза. С лампой и телемонитором он обследовал останки самолета. Специалисты-авиаторы следили за ним по экрану и давали приказания - это бери, это не трогай. Отобранные детали водолаз откладывал в мешок из металлической сетки. "Боинг" лежал на крутом склоне, обрывавшемся в бездну. Просто чудо, что он не угодил за недоступную для водолазов отметку.
Я хотел сам высадиться на "Мирчинг", но погода была очень свежей, развело волну, можно было навалиться на судно, решили не рисковать. Вернулся на плавбазу, и тут меня вызывают к буквопечатающему аппарату спецсвязи. На линии первый заместитель главкома ВМФ адмирал флота Николай Иванович Смирнов. Читаю:
"Знаете ли вы, что завтра у Монерона, как объявили японцы, американцы будут поднимать "черные ящики"?".
"Да, знаю".
"Тогда ваши действия, Владимир Васильевич, совершенно непонятны. Почему вы торчите в своем районе?".
Мне очень не хотелось разглашать по связи нашу уловку. Попробовал объясниться намеками:
"Товарищ адмирал флота, все идет по плану. Эту акцию я сам спланировал. Прошу иметь это в виду. У Монерона - пустое место. Мы находимся в истинной точке".
"Я вас не понял. Что за ересь вы несете?! Вы что, американцев за дураков держите?!".
Я разозлился и передаю почти все как есть:
"Американцы работают на выставленных мною ловушках".
Пауза. Затем пошел текст:
"Я передаю вам приказание главнокомандующего: оставьте у "Мирчинга" своего заместителя, а самому немедленно сняться с якоря и следовать к американцам со всеми оставшимися кораблями. Ходите там, шумите, мешайте поднимать "черные ящики", если сами не можете этого сделать!"
"Николай Иванович! Я еще раз с полной ответственностью докладываю вам, что никаких "черных ящиков" там нет!".
"Адмирал Сидоров! Это приказание главнокомандующего! Вы несерьезно относитесь к делу. Вы не отдаете себе отчета, что будет, если американцы поднимут "ящики" первыми! Конец связи!".
Что делать? Спустился вниз в боевой информационный пост, оценил обстановку, просчитываю варианты. Ясно, что мы на верном пути. В любой момент водолаз может найти эти чертовы "ящики". Часа через три ко мне спускается начальник экспедиции контр-адмирал Апполонов:
- Товарищ адмирал, меня только что запрашивал оперативный ВМФ о том, где мы находимся. Он просил передать вам, чтобы вы немедленно снимались и шли к Монерону. Сам же пошел докладывать главнокомандующему.
- Понял.
Собрал офицеров штаба, поставил им задачу идти с отрядом в двадцать вымпелов к Монерону
- А ты как же? - Спрашивает Апполонов.
- А мы с двумя кораблями и "Мирчингом" будем здесь.
На мою беду в проходе за дверью стоял оперуполномоченный КГБ и все слышал. Он немедленно побежал к себе и по своим каналам простучал, что комфлота Сидоров на приказание главкома ответил то-то и так-то.
А мы приступили к самому ответственному этапу нашей работы. Переставляем "Мирчинг" в места вероятных находок. Как раз пошли самые интересные детали, одна за другой... Связь с водолазом прекрасная. В напряженной работе прошла ночь.
Рано утром меня вызывают к аппарату. Запрашивает лично главком:
"Где вы находитесь?".
Докладываю, что послал корабли к Монерону.
"Я спрашиваю, где находитесь лично вы?".
По тону вопроса чувствую, что он все знает.
"Товарищ главнокомандующий, я нахожусь на прежнем месте. Даю последние указания по подъему деталей самолета".
"Немедленно исполнять мое приказание!!! Если не убудете в назначенный район, я отстраню вас от должности!! Вы совершенно не представляете себе степень государственной важности порученного вам дела!!".
В этот драматический момент, как в спектакле, заходит в рубку контр-адмирал Апполонов и протягивает мне какой-то листок. Я отмахиваюсь, не до бумажек мол сейчас! Вдруг читаю краем глаза строчки:
"Товарищ командующий! С "Мирчинга" только что доложили, что обнаружен первый "черный ящик"".
Что я испытал - словами не передать. Но собрался и отбиваю очередной ответ в Москву:
"Выполняю Ваше приказание, убываю в район Монерона. Одновременно прошу доложить министру обороны, что "Мирчинг" обнаружил первый "черный ящик"".
Пауза.
"Повторите!".
"Повторяю, "Мирчинг" обнаружил первый "черный ящик"".
"Как обнаружил? Где обнаружил?"
На языке так и вертелось - "Да на дне, трать-тарарать!". Но сдержался. А в это время мне сообщают, что водолаз положил "ящик" в корзину и начат подъем. Ну, я немного предвосхитил событие:
"Докладываю: первый "черный ящик" уже находится на борту "Мирчинга"".
"А где второй?".
"Второй ищут. Как только обнаружат сразу же донесу. Разрешите убывать к Монерону?".
И молчание. Надолго. Потом главкома сменил у аппарата его первый зам Смирнов. Обращаюсь к нему:
"Товарищ адмирал флота, я так и не понял - руководить ли поиском второго "ящика" или следовать к Монерону?".
Николай Иванович был как всегда оригинален:
"Владимир Васильевич, прекратите задавать глупые вопросы! Немедленно ищите второй!".
А что делать с первым? Приказал поместить его в дистиллированную воду. Потом запросил химиков Дальневосточного научного центра: в какой жидкости хранить найденный прибор. Но это уже детали... Вскоре был найден и второй "черный ящик".
Благодаря самоотверженности моряков-тихоокеанцев и гражданскому мужеству адмирала Сидорова, страна сохранила свое реноме настолько, насколько это было возможно в той ситуации. Расшифровка записей бортовых регистраторов злосчастного южнокорейского "Боинга", использованного в качестве разведывательного средства, показала обоснованность контр-доводов советской стороны. Во время своего визита в Сеул президент России передал "черные ящики" правительству Южной Кореи. Там они и пребывают сейчас, как мрачные реликвии "холодной войны".

Иллюстрации
1. Как должен был лететь злополучный южнокорейский "Боинг" и как он полетел.
2. Такой "Боинг", якобы случайно залетевший не туда, и послужил причиной инцидента 1983г.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4-1999