От Hokum Ответить на сообщение
К Добрыня Ответить по почте
Дата 28.09.2002 21:37:30 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: Ну так...

Приветствую, джентльмены!
Рано или поздно, с чего-то начинать надо. Не суть важно с чего (все равно в ходе обсуждения идея трансформируется до неузнаваемости :-)) Вот вам первый блин (который комом)
Итак - краткий конспект учебного круса "История Великой Отечественной войны" (не WWII). Целевая аудитория - 9..10 класс. Продолжительность - 1..2 четверти.
Сначала краткое введение в курс (каждый пункт - по 1..2 занятия)
1. Обстановка в мире (и, в частности, в Европе) на конец 30-х годов. Основные государства, их цели и интересы, политические лидеры.
2. Фашизм - предпосылки, история возникновения, основные идеологические принципы. Более детально - германский фашизм, приход Гитлера к власти, основные цели и задачи нового немецкого правительства.
3. Обстановка в СССР на конец 30-х годов. Политические декларации и реальные задачи, состояние экономики и армии, результаты репрессий. Основные персоналии и их вес в системе принятия решений. Более детально - личность Сталина.
4. Развитие событий в Европе до начала ВОВ. Испания, Мюнхен, пакт Молотова-Риббентроппа, Польша, Прибалтика, Битва за Британию, Средиземноморье. Обстановка в Европе по состоянию на 22.06.41.
И вот с этого момента, собственно, и нужно переходить к истории ВОВ. По годам, театрам, фронтам/флотам и основным операциям. Для каждого из рассматриваемых эпизодов - состав и задачи сторон, основные персоналии с той и другой стороны, уровень технического оснащения, качество управления и морально-психологическое состояние. Ход событий и результат. Герои и героические поступки. Достигнутые результаты и их соотношение с поставленными целями. Потери сторон по различным источникам.
В конце каждого раздела - краткий обзор событий в мире за указанный период и их влияние на события на советско-германском фронте.
Отдельным разделом - экономическое и техническое противостояние. Основные образцы вооружения и их сравнительные характеристики, совершенствование их в ходе войны (в первую очередь - танки, авиация и стрелковка). Эвакуация промышленности на восток и развертывание производства. Ленд-лиз, его объем и роль, пути доставки и потери (в частности, история полярных конвоев).
Заканчивается курс капитуляцией Японии. Одно или несколько последних занятий - послевоенная ситуация в Европе и мире. Раздел Германии, предпосылки возникновения НАТО и Варшавского договора, речь Черчилля в Фултоне, появление атомного оружия и его роль.
А теперь - самое главное. Разбор на основе пройденного материала ряда произведений "альтернативной истории ВОВ" (в первую очередь Суворова/Резуна) с конструктивной фактологической критикой основных положений.
В заключение - список источников (от ЦГА до Internet) и основные принципы работы с ними. В частности - методы определения достоверности того или иного источника.
Основная задача данного курса (как и любого нормального учебного курса) - не вбить школьнику/студенту в голову какой-то набор фактов, цифр, дат и моральных критериев - а заставить его думать, самостоятельно находить взаимосвязь между событиями и самостоятельно же давать им оценку с морально-идеологической точки зрения. Помочь ему сформировать собственное мнение и способность аргументированно его отстаивать.
Вот, в принципе, и все.
Жду табуреток :-))
С уважением,

Роман