Принимается. Так, дальше. Вопрос 11: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О геодезии и картографии". Официальный представитель Правительства Российской Федерации Александр Александрович Дражнюк. Пожалуйста. Коллеги, пожалуйста, присядьте.
Дражнюк А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы геодезии и картографии России. Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты, дамы и господа! Необходимость внесения изменений и дополнений в действующий уже шесть лет Федеральный закон "О геодезии и картографии" обусловлена в основном двумя аргументами. Первый. С внедрением рыночных отношений в геодезической и картографической деятельности оказались недостаточно урегулированными права собственности - государственной и частной - на результаты геодезических и картографических работ, выполненных организациями с различной формой собственности в разные периоды времени. Известно, что большинство геодезических и картографических работ выполняется с использованием результатов ранее выполненных работ, и это часто приводит к присвоению государственной собственности различными юридическими и физическими лицами, ее несанкционированной продаже или передаче третьим лицам внутри страны и за рубеж. В результате государство не получает должных поступлений в федеральный бюджет, наносится определенный ущерб обороне и безопасности страны. И второе. В стране в настоящее время, как и ранее, действуют государственные секретные и местные несекретные системы координат. Координаты местной системы не должны раскрывать координаты государственной системы. В действующем законе не оговорены полномочия федерального и регионального уровня управления по установлению местных систем координат. Это приводит к дополнительным затратам из федерального бюджета, облегчается задача несанкционированного определения секретных координат косвенным путем. Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из федерального бюджета, более того, принесет экономию в результате упорядочения выполнения работ федерального назначения, исключения дублирования работ и рационального использования материалов и данных федерального картографо- геодезического фонда. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, депутат Оленьев - содокладчик от Комитета по экологии.
Оленьев В. В., Агропромышленная депутатская группа. Необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" обусловлена тем, что действие Федерального закона "О геодезии и картографии", включая и отнесение к федеральной собственности геодезической и картографической продукции (статья 11), распространяется только на те отношения, которые возникли после опубликования закона, то есть с 1996 года, о чем говорил докладчик. Вместе с тем материалов государственного картографического и геодезического фонда, создававшегося в течение более восьмидесяти лет, в том числе за счет средств союзного бюджета и бюджета РСФСР, насчитывается более 70 миллионов единиц хранения, и они не подпадают под действие статьи 11 закона и, следовательно, не являются на сегодня федеральной собственностью. Учитывая, что большая часть, примерно 60 процентов материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда является объектом интеллектуальной собственности и имеет большое государственное значение, законопроектом предлагается закрепить за Российской Федерацией исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, полученные за счет средств федерального бюджета, а также средств союзного бюджета и бюджета РСФСР. Вместе с тем комитет отмечает, что законопроект требует доработки в части приведения его в соответствие с гражданским законодательством, уточнения основных определений, таких, как "результаты геодезической и картографической деятельности", "результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии", и устранения других замечаний, отмеченных в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет считает, что эти и другие замечания по тексту законопроекта могут быть учтены при подготовке его ко второму чтению. На законопроект получено 32 отзыва субъектов права законодательной инициативы, из них 27 поддерживают инициативу без замечаний, в пяти отзывах высказаны замечания и предложения по тексту. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экологии рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы Александру Александровичу Дражнюку или Вячеславу Владимировичу Оленьеву? Так, есть один вопрос. Депутат Уткин. Пожалуйста.
Уткин О. В. Вопрос Александру Александровичу Дражнюку. Уважаемый Александр Александрович, общеизвестным сейчас фактом является то, что Россия на электронной карте мира является практически белым пятном. Я имею в виду электронную карту, не на бумажном носителе. Эти работы ведутся большим количеством компаний, в том числе и частными компаниями. Означает ли это, что результаты деятельности по составлению электронных карт Российской Федерации также подпадут под действие этого закона, и потом, как я вижу, будет явное торможение развития электронной картографии на территории Российской Федерации?
Председательствующий. Пожалуйста.
Дражнюк А. А. Спасибо. Вы правильно заметили, что сейчас мало электронных карт. Вместе с тем в последнее время, в последние годы, если взять пять-семь лет, мы преобразовали в электронном виде карты топографические масштабов одна миллионная, десятикилометровка и двухкилометровка. 100 процентов территории России имеют такие карты. В более крупных масштабах электронной карты на всю территорию России пока нет. Вместе с тем все работы по изготовлению электронных карт подпадают под действие настоящего закона, и мы надеемся, что с выходом этого закона нам удастся навести здесь порядок. С электронными картами у нас проблема в том, что присваивается эта информация и нелегальным путем распространяется. Здесь есть проблемы. И мы просим согласиться с нашим предложением, принять этот закон, это облегчит нашу работу. Спасибо.
Председательствующий. Арбатов Алексей Георгиевич, ваш вопрос.
Арбатов А. Г. Уважаемый Александр Александрович, у меня такой вопрос. Вот известно, что у нас в России карты местности всё еще в большой степени остаются предметом государственной тайны и, в частности, допускается иногда преднамеренное смещение координат тех или иных объектов исходя из соображений безопасности. Как вот в этой связи может в России развиваться система навигационной привязки тех или иных транспортных средств к навигационным спутникам, которая сейчас во всем мире развивается быстро и создает удобство тем, что, сидя в своем собственном автомобиле, вы можете с помощью привязки к навигационным спутникам совершенно точно знать свое местоположение и найти нужное вам направление движения?
Председательствующий. Пожалуйста.
Дражнюк А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, я не понял вопроса, я не привык в таком шуме работать, как у вас, в Думе. Вы уж извините, пожалуйста. Вот коротко можно мне задать вопрос? Я понял проблему так, что почему у нас карты секретные и что есть преднамеренные искажения на картах, как вот вы сказали. Так вот, на самом деле - я вам ответственно заявляю - никаких преднамеренных искажений на картах нет. Есть Земля круглая, а карта плоская, и когда мы преобразовываем одно изображение со сферы на плоскость, то там будут, конечно, искажения. Это видно на географических мелкомасштабных картах. А что касается вопросов секретности, если я правильно понял вас, то у нас эта проблема есть, она стоит сейчас и рассматривается. Эта проблема неоднократно рассматривалась на заседании Правительства, но пока что секретными признаны топографические карты масштабов один к 50 тысячам, к 25 тысячам, к 10 тысячам. Это довольно подробные топографические карты, они у нас считаются секретными. Вместе с тем по секретным картам в последние годы очень много сделано карт, которые доступны потребителю. Они покупаются, продаются, вы это видите хорошо - в Москве очень много таких карт. Атлас Москвы, например, где все улицы показаны, номера домов. Реализация таких карт допускается.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Уткин, да? Потом Лукьянов Анатолий Иванович, а сначала Уткин Олег Васильевич. Пожалуйста.
Уткин О. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На самом деле вопросы, которые задавали я и депутат Арбатов, тесно взаимосвязаны между собой. Процесс очень простой. Рассекречивание карт, позволяющих с большой точностью определять...
Председательствующий. Александр Александрович, вы пока присядьте.
Уткин О. В. ...и считывать геодезическую информацию, тормозит развитие электронной картографии и системы электронного аэроориентирования и привязки на местности, о которой в своем вопросе говорил депутат Арбатов. Поэтому существуют очень серьезные опасения в том, что развитию современных способов топогеодезии, развитию системы электронной картографии будут чиниться препоны еще и административного характера. В том числе мы предвидим препоны в качестве присвоения собственности на результаты картографической деятельности только одной государственной организацией и непризнания работ с учетом, допустим, каких-то экспертиз и так далее в этом направлении каких-то компаний частных, в том числе и авторитетных, использующих современные технологии. Это будет создавать определенные трудности в развитии вообще всей современной системы и навигационной, и системы картографии Российской Федерации. Тем не менее, мне думается, в первом чтении указанный законопроект можно принять и при активной работе и участии заинтересованных депутатов, комитетов Государственной Думы, не только Комитета по экологии, эти вопросы можно снять ко второму чтению.
Председательствующий. Лукьянов Анатолий Иванович, пожалуйста.
Лукьянов А. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, мне довелось достаточно много заниматься этой службой и десять лет назад, и больше. Я вам только могу сказать, что то, что предусматривается, - это тот минимум государственный, который абсолютно необходим для этой службы. Дело в том, что картография вообще во всем мире держится под определенным контролем государства, и это - суть данного законопроекта. Тут должны быть и решены авторские права государства, и установлен очень жесткий и необходимый совершенно порядок. Поэтому я предлагаю принять этот законопроект в первом чтении, его можно будет уточнять, но в целом главная идея совершенно правильная.
Председательствующий. Спасибо. Представители Правительства хотели бы высказаться? Нет. Президента? Нет. Заключительное слово хотел бы взять Александр Александрович Дражнюк? Нет. Вячеслав Владимирович Оленьев? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 43 мин. 28 сек.)
Проголосовало за 367 чел. 81,6%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 367 чел.
Не голосовало 83 чел.
Результат: принято