Я в разъездах и не могу добраться до сканера. Как только доберусь, перешлю баланс сил по ЦЕ ТВД между нашими и НАТО на уровне армий-корпусов-отдельных дивизий. Как будем прогнозировать результаты столкновений? Прогнозируемые цифры потерь для танковой дивизии:
-в ходе арабо-израильской войны они превысили показатели 2-й мировой в среднем в 4 раза. Исходя из этого, потери в частях 1 эшелона, ведущих боевые действия в неядерной войне на главных направлениях ЦЕ ТВД могут за сутки составить 25%.
Так называемая урбанизированная местность на ЦЕ ТВД зашкаливает за 60%, потому приемлемы цифры, приведенные начальником ГАБТУ в 1995 в интервью, посвященном опыту грозненских боев:
-одиночный танк без поддержки пехоты живет на поле боя 2-3 минуты. Танковые подразделения, которые прикрываются только собственным огнем-2-3 часа. А если соблюдать "правила поведения" танка в городе, то он будет жить 30-40 боев (в составе штурмовых групп).
Игорю Скородумову дополнения по балансу сил на море. Это от "Истории ВМФ СССР в послевоенный период", "Морских сборников", монографии Ю.Лунева "Як-38 - тернистый путь первопроходца" и разных мелочей..
Кстати, Игорь, ты не зря давал зуб на отсечение по поводу ТАКР "Новороссийск". Хоть ты и написал, что видел его с рейдового катера в Североморске в 1986, но он таки может быть привлечен в нашу первую операцию - "битву в Норвежском море". Вот выдержка из монографии по ЯК-38:
"Новый способ взлета (короткий разбег-Е.П.) морские летчики осваивали во время перехода ТАКР "Новороссийск" из Североморска во Владивосток. 17 ноября 1983 новый ТАКР во главе отряда кораблей вышел из Кольского залива, в трудных условиях прошел 4 океана, посетил ряд государств и 27 февраля 1984 благополучно прибыл во Владивосток, оставив за кормой 20 тыс. миль… Як-38 и Як-38У произвели около 600 полетов на 300 часов".Командир корабельного шап Ю.Чурилов по итогам похода получил ГСС. В походе представителем ОКБ им. Яковлева на борту ТАКР был В.Чугуенко.
Кроме того, Игорь, мы можем расширить авианесущую группировку Атлантической эскадры в первом ударе в сентябре 1983 с двух ТАКР до еще как минимум одного эрзац-авианосца. По результатам войны на Фолклендах ГШ ВМФ было поручено проработать варианты переоборудования советских транспортов для перевозки СВВП Як-38 и Як-41, в задачи которых входило прикрытие корабельных группировок в море. В качестве самолетов радиолокационного дозора и управления воздушным боем предполагалось отрабатывать Як-41, а Як-38 больше отрабатывать к действиям по берегу. И вот результаты:
"Заманчивые перспективы открывала также теоретическая возможность эксплуатации Як-38 с гражданских судов - контейнеровозов и сухогрузов. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в сентябре 1983 по приказу Главкома ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на гражданское судно - теплоход "Агостиньо Нето" типа "РО-РО". Первым посадку совершил 14 сентября 1983 старший летчик-инспектор полковник Ю.Козлов. Также затем полковник Г.Ковалев, подполковники В.Кучуев и В.Погорелов. до 29 сентября было выполнено 20 полетов". Капитан теплохода А.Латышев. На борту также пребывали командующий авиацией ВМФ Г.Кузнецов и капитан 1 ранга В.Сень. Госиспытания - 18 полетов - проводились с контейнеровоза "Николай Черкасов" на Як-38 бортовые номера 44 и 46 пилотами В.Васенков и А.Яковенко.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
О борьбе с авианосцами. "ВМФ в 70-80-е гг. приобрел значительную практику в несении БС и при необходимости мог начать боевые действия первым эшелоном своих сил, которые постоянно были развернуты в удаленных районах морей и океанов".
"Оперативные эскадры предназначались для ведения морского боя в удаленных районах морей и океанов с АУГ и другими корабельными формированиями противника… Для совершенствования тактики ведения морского боя при применении ракетного оружия разнородными силами практически на всех флотах выполнялись ракетные стрельбы с фактическим пуском ракет всеми кораблями из состава КУГ. Так, на СФ в состав КУГ включались ТАКР "Киев" и АПЛ…" (стало быть, корабли с ракетами "Базальт"-Е.П.).
"Существовали большие сложности в решении проблемы борьбы с авианосцами. Высокая живучесть авианосца, его глубоко эшелонированная оборона (3-4 зоны ПЛО, ПВО с общей глубиной более 400 км) создавали исключительно трудные условия для своевременного поражения авианосца с началом военных действий до подъема с него палубной штурмовой авиации".
"Расчеты же показывали, что всеми силами одного из флотов в лучшем случае можно было уничтожить один-два авианосца… Еще более надуманными были задачи завоевания господства в некоторых районах Мирового океана, а также уничтожение сил ПЛО противника".
Адмирал Костев в "Истории ВМФ СССР в послевоенный период" через раз утверждает, что решение задачи по уничтожению авианосца силами БС из положения непосредственного слежения было в принципе возможно. В остальных случаях даже с учетом непременной ставки на превентивный ядерный удар задача уничтожения вражеских АУС, как и ПЛАРБ, ПЛО, конвоев для ВМФ СССР была гипертрофированной и непосильной.
"Организационно авианосцы ВМС США входили во 2-й ударный флот (основные районы действий - Норвежское и Северное моря), а также 6-й (Средиземноморский) и 7-й (Тихоокеанский) флоты США. Эти авианосцы к концу 70-х гг. стали силами передового базирования, способными нанести в течение первых 3-5 суток боевых действий до 1500 ядерных ударов по объектам на территории СССР".
"Каждый авианосец был способен в первые 3-5 суток боевых действий использовать до 125 ядерных бомб".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Переброски в Европу. "По проведенным расчетам и имеющимся данным, в условиях возможной будущей войны для удовлетворения первоочередных потребностей ВС НАТО в Европе необходимо было доставлять морем 39 млн. т грузов в месяц. Для доставки этих грузов должно было прибывать в Европу ежемесячно 3000 судов, в том числе 200 танкеров". (если не ошибаюсь, Объединенный транспортный флот НАТО на Атлантике должен был собрать около 5000 судов, по данным "ЗВО"-Е.П.).
"Из опыта локальных войн решающее значение приобретали перевозки через океан войск и военных грузов. Так, за 37 месяцев войны в Корее американский флот доставил 44 млн т сухих грузов и 22 млн т нефтепродуктов. Силами транспортной службы США было перевезено около 5 млн чел. В 1965-68 во Вьетнам из США было перевезено около 36 млн т военных грузов - по 9 млн т ежегодно. К концу 1969 для военных перевозок было задействовано 150 судов. По расчетам Военно-морской академии для минимального удовлетворения европейских потребностей экономики мирного времени (50% от нормы) противник вынужден будет к середине второго месяца войны доставлять морем не менее 56 млн т грузов, для чего ему потребуется обеспечить переход в Европу не менее 3000 судов, то есть не менее 50-60 судов ежедневно".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
БС на Средиземном море. 5-я оперативная эскадра ВМФ насчитывала до 50-60 вымпелов, в том числе 10-12 дизельных и атомных многоцелевых ПЛ, крейсера типа "Киев", БПК проекта 1134, ракетные крейсера типа "Адмирал Дрозд", СКР, морские тральщики из состава СФ, ЧФ, БФ. Основу сил составляли корабли СФ. Зона ответственности эскадры от Дарданелл и Сирии до Азорских островов. Пункты базирования и ремонта в разное время: Сплит, Александрия, Порт-Саид, Тартус, Албания, Триполи. В интересующий нас 1983 г. - Тартус и Триполи. Деловые заходы осуществлялись также в Латакию, Алжир, Бизерту, Касабланку, Мерса-Матрух, Котор.
"Задача эскадры заключалась в наблюдении за американским флотом в районе его маневрирования. За каждым американским авианосцем непосредственное слежение выполнял один НК. Дизельные ПЛ по своим возможностям следить за авианосцем не могли, лишь фиксировали факт прохода АВ через определенный район, в котором ПЛ были развернуты в завесе (по три-четыре единицы). Главная же задача дизПЛ из состава 5-й ОПЭСК заключалась в выявлении районов нахождения ПЛАРБ в Средиземном море с целью определить их ракетную угрозу для территории СССР с южного направления для последующего определения путей по ее ослаблению". (существовал целый набор методов, когда вся эскадра своим маневрированием обеспечивала отрыв дизПЛ от контрнаблюдения американцев после их всплытия для пополнения запасов от судов снабжения эскадры - Е.П.).
Эти же данные подтверждает "Морской сборник", но приводит такие цифры: порядка 50 кораблей, включая более 10 ПЛ. И вот какая оценка возможностей: наше присутствие скорее демонстративное. Слежени за авианосцами, разедка морских группировок не выполнялись в полнм объеме. Наличные силы и средства не отвечали задачам.
Бывший начштаба эскадры (фамилии не помню) в своей статье, посвященной юбилею эскадры, приводил другой ее состав: 15 ПЛ и 22 НК. Он же сообщил (для меня это было впервые), что 5-я ОПЭСК работала в интересах ПВО арабских стран как дальний радиолокационный дозор.
"По оценке Главкома ВМФ (имеется в виду сам Горшков-Е.П.), в результате проведения расчетов советская средиземноморская эскадра, противостоящая 6-му флоту США, могла в случае начала военных действий продержаться не более двух суток. Усилить ее было практически невозможно, в том числе и морской авиацией, которой при вылете с аэродромов Крыма пришлось бы преодолевать мощную континентальную ПВО стран НАТО".
"Это не было новым В ходе 2МВ, например, немцы потеряли все свои ПЛ, действующие в средиземноморской зоне. Однако из всех проблем для советского ВМФ самой сложной задачей являлось обеспечение боевой устойчивости эскадры на Средиземном море в случае начала глобального вооруженного противоборства. По расчетам, боевая устойчивость 5-й эскадры при тех условиях, что были в 60-70-е гг., составляла не более трех суток". (эти лишние третьи сутки обеспечивались благодаря мощной советской системе ПВО в Египте с участием целой ИАД. Это выдавило 6-й флот из Восточного Средиземноморья. -Е.П.)
"Костяк 6-го флота США составляли 2 авианосца, 2 крейсера, 4 фрегата и до 12 эсминцев".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
БС в Индийском океане. С 1980 г. в Камрани стал функционировать ПМТО, замыкавшийся на командование ТОВ. Постоянное пребывание в порту Камрань до бригады НК и до дивизии ПЛ во многом способствовало укреплению влияния ВМФ СССР в этом регионе" (кроме того, подразделение морпехов, ИАП на МиГ-23, Ту-16, Ту-142 и Ту-95РЦ-Е.П.).
В 1980 в Персидском заливе было сосредоточено 50 кораблей ВМС США включительно с 2 авианосцами. Слежение за ними вели 2 АПЛ СФ и 1 АПЛ ТОФ. Сменные экипажи приходили на кораблях. Постоянное присутствие НК в заливе - 2 ед. Как правило, это были БПК. После расширения минной опасности (подрыва нескольких наших танкеров) включили один морской тральщик.
Индийская эскадра существовала с 1968. ПМТО на архипелаге Дахлак в Красном море и в Адене, где постоянно находился БДК с МП, плавбаза и гражданские подгоняли запасы или проводили ротацию личного состава с Дахлака. В 1977 ТОФ имел 2 десантных операции - в Сомали силами батальона МП с техникой, в Эфиопии силами усиленной роты. Все из состава 55-й дивизии. На Дахлаке постоянно находились для охраны базы боевые пловцы, МТЩ и АКА. В 1988 имел место известный бой АКА на переходе Аден-Дахлак (отвозил дембелей на пассажирский пароход) с 4 эритрейскими катерами типа "Гепард", вооруженными артсистемами "Бофорс".
Оперативная обстановка на 1983 для БС в Красном море и Аденском проливе такая. Эфиопский Северный фронт накануне завершил стратегическую операцию "Красная звезда" по разгрому эритрейцев. Советский командующий фронтом подчинялся напрямую Генштабу в Москве. Фронт имел 3 армии, 15 дивизий по 10-15 тыс. чел. От мора в дивизиях осталось по 2-3 тысячи, боевые потери были много меньше. В целом отрапортовали об успехе операции, но локальные и бесконечные бои с эритрейцами продолжались. Спецназ Эфиопии из отдельных рот "Анфан" (или как там их) проходил обкатку в ДРА.
В открытой прессе состав эскадры определялся в 14-17 кораблей. Как я уже говорил, "Тайфун" определял 8-ю ОПЭСК в 1983, что она на БС имела 88% состава - 16 кораблей. По "Тайфуну" на тот момент к составу эскадры относятся (дат о выводе кораблей из состава эскадры "Тайфун" не приводит, потому я сверял по справочнику корабельного состава поштучно):
· ТАКР "Минск" (с ноября 1984 и "Новороссийск").
· Крейсер "Александр Суворов" пр. 68-бис.
· БПК проекта 1134-А "Адмирал Октябрьский", "Маршал Ворошилов", "Василий Чапаев".
· БПК проекта 1134 "Владивосток" и "Севастополь".
· БПК проекта 1134-Б "Петропавловск", "Ташкент", "Таллин".
· БПК проекта 61 "Способный" и "Строгий".
· СКР проекта 1135 "Рьяный", "Разящий" (но этот вообще-то по именному перечню корабельного состава ВМФ СССР числился за КамФлРС, а не 8-й эскадрой).
· СКР проекта 1135М "Горделивый".
· СКР проекта 1135 "Разящий" в составе эскадры в апреле 1983 вышел из ремонта на "Дальзаводе", ушел на БС и 17 ноября 1983 в северной части Аравийского моря имел столкновение с американским фрегатом "Faif".
· СКР проекта 1135М "Грозящий" в середине 1983 был на БС в Индийском океане, 9-13 июня совершил заход в Коломбо (шри-Ланка).
Кроме того, в 1983 были в боевом составе ВМФ, ранее входили в состав эскадры, но не ясно были ли в ней в 1983, следующие корабли:
· Крейсер проекта 68-бис "Адмирал Лазарев", проходивший в 1983 долгосрочный капремонт.
· Эсминец "Дальневосточный комсомолец", по 1 октября 1983 проходивший ремонт в "Дальзаводе".
· Эсминцы проекта 56 "Блестящий", "Веский", "Влиятельный".
· Эсминцы проекта 56-ПЛО "Бесследный", "Вызывающий", "Вдохновенный".
· Эсминец проекта 56-А "Скрытный".
· БПК проекта 57-А "Гневный".
· Учебный корабль "Бородино".
· Плавмастерские ПМ-129 и ПМ-140.
Думается мне, что участие кораблей проекта 61, а тем более проектов 56 и 57 в оперативной эскадре на 1983 уже сомнительно - слишком старые. Скорее всего, они не выходили за пределы Японского и Охотского морей в составе прибрежных соединений ТОФ. К этому подтверждает и судьба других кораблей проекта 56 из состава 8-й эскадры на момент 1983 г. В частности, уже перестали существовать 4 эсминца проекта 56, "Бурливый" стоял на консервации, "Возбужденный" и "Бесшумный" в отстое перед разделкой на металл.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
БС в Атлантике. 7-я эскадра имела ПМТО на Кубе и в Анголе. Кроме того, своей считалась Гвинея-Бисау. Там приземлялись Ту-95РЦ, "Антеи" с кубинцами для африканских кампаний. Я так и не понял, кто нес БС возле Марокко в Атлантике, когда там с 1986 имели место нападения пиратов на корабли рыболовной флотилии "Атлантика". В частности, там был МТЩ "Разведчик". Но он был в 5-й эскадре, потом на Дахлаке, потом перешел на ЧФ в Донузлав и затем перекочевал под украинский флаг. Чей он был изначально? От этого станет ясно, кто нес службу возле Марокко.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
БС в Саргассовом море. В начале 80-х гг. США разместили в Европе КР и "Першинги". Чтобы уравнять шансы, генсек КПСС Ю.Андропов направил к берегам США полтора десятка РПКСН пр. 667А из 3-й флотилии АПЛ СФ в пос. Гаджиево Мурманской обл. Только в Саргассовом море, в частности в зоне Бермудского треугольника, постоянно патрулировали 6-8 лодок. Каждая из 16 ракет Р-27 (2400 км) имела свою цель-военный или промышленный центр США. Подлетное время ракет было равным "Першингу" из ФРГ в СССР. ВМС США полностью оттеснить ПЛАРБ от своего побережья не удалось, хотя высокая шумность пр. 667А позволяла следить за ними. Тем не менее, зоны патрулирования остальных наших ПЛАРБ сместились в Арктику. Там не могло быть использовано оружие ПЛО против них.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
По "Новой морской стратегии" Ваткинсона-Лимана во главе угла для ВМС США было уничтожение наших ПЛ до того, как они развернуться в океане, т. е. в Арктических морях. Их АПЛ заблаговременно и скрытно разворачивались вблизи наших ВМБ. А чтобы ловить наши ПЛАРБ в Арктике срочно строили ПЛ "Си Вулф" с новыми модификациями торпед Мк.48.
В ответ наш ВМФ создал на Кольском и Камчатском полу-вах флотилии разнородных сил флота для обеспечения вывода наших ПЛАРБ в зоны ответственности оперативных эскадр (атлантических и тихоокеанских). Для перехвата америк. ПЛА использовались дизельные ПЛ, МПК и корабельная авиация. Боевую устойчивость против крупных надводных кораблей врага обеспечивали МРК, ракетоносная авиация. Хватало ли на это сил, учитывая потребности оперативных эскадр и береговой охраны?
Об ПЛА с КР. для нас это было единственное эффективное средство борьбы с западными ПЛАРБ и ПЛА с КР. Те из западных лодок, которые удалось обнаружить в угрожаемый период, уничтожались КР с наших ПЛ. потом они переходили к стрельбе своими КР по заданным целям и вновь обнаруженным лодкам. Выжившие после всего этого наши ПЛА переходили к действиям на коммуникациях.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Об однозначной ориентации нашего ВМФ на ядерную войну. ВМФ планировал применение ЯО сразу. Под эту концепцию он и строился. Где-то в 1990-1991 в США подсчитали, что в случае ведения войны обычными средствами ВМФ СССР за 8-9 суток потерял бы боеготовность на 88%, а ВМС США-на 18%.
Наши АПЛ сразу могли привлекаться к слежению за авианосцами и уничтожению их своим оружием с СБЧ. Хотя к нач. 80-х гг. в СССР пришли к пониманию, что период обычной войны все равно будет предшествовать ядерному, все ПЛ все равно перед выходом на боевую службу получали ЯО. Санкцию на его применение давал только Генштаб-этот вопрос был жестко централизован.
В случае применения ЯО авианосцы становились очень уязвимыми, потому у нас их не переоценивали, а к обычной войне на море особенно и не готовились. Если авианосец представлял бы для нас реальную угрозу, по нему незамедлительно применили бы ЯО. В конце концов, НАТО тоже планировало применить ЯО первым при масштабном наступлении ОВД в Европе.