Стукалину или Лукину _ кто из вас спрашимвал теелфон Орлова ????
E X L I B R I S "М И"
СТАЛИНГРАД: КОНЕЦ ВСЕМОГУЩЕСТВА ЛЮФТВАФФЕ
В российской историографии Великой Отечественной войны (равно как и советской) немалое место занимает тема борьбы за превосходство в воздухе. Основные положения сводятся к тому, что до 1943 г. это господство принадлежало противнику, но в воздушных сражениях на Кубани в мае 1943 г. советская авиация обозначила начало решительного перелома в воздушной войне, уничтожив до 1000 самолётов противника, а в ходе Курской битвы (июль — август 1943 г.) завоевала стратегическое господство над Люфтваффе и закрепила его.
Однако в недавно вышедшей в американском издательстве «Юниверсити Пресс оф Канзас» книге новозеландского учёного Джоэля Хэйуорда «Остановлены под Сталинградом» содержатся убедительные доводы о том, что уже в ходе Сталинградской битвы явно просматривается закат превосходства немецкой авиации на советско-германском фронте.
Автор строит свою монографию на документах, исследованиях, дневниках участников событий. Он прослеживает действия немецкой авиации на Восточном фронте, опираясь, главным образом, на дневники Вольфрама фон Рихтгофена, который в начале 1942 г. командовал VIII корпусом Люфтваффе, а с 27 июля стал командующим 4-м воздушным флотом — главной ударной силой германских ВВС в период Сталинградской битвы.
В книге даётся анализ операций вермахта на южном крыле советско-германского фронта. При этом наиболее подробно описываются действия авиации. Основной упор сделан на показ деятельности Рихтгофена, начиная с весны 1942 г.
Д.Хэйуорд подчёркивает ту лёгкость, с какой немецкая авиация поражала цели в ходе Керченской операции и взятия Севастополя, в первый период Сталинградской битвы. Вот, например, как описан день 23 августа, когда немецкая авиация подвергла Сталинград варварской бомбардировке, командир одной из эскадрилий капитан Герберт Пабот: «Мы садились, заправлялись, загружались бомбами и немедленно взлетали. В момент, когда мы взлетали, другие совершали посадку. И так вновь и вновь». За 1600 непрерывных самолёто-вылетов на советские позиции было сброшено 1000 тонн бомб. Второй массированный удар в тот день был нанесён непосредственно по городу. Сталинград превратился в руины (с. 188). Однако защитники Сталинграда выстояли.
Через два дня после окружения 23 ноября 1942 г. в районе Сталинграда армии Паулюса начал действовать «воздушный мост» между основными силами немцев и окружённой группировкой. Ей сбрасывали продовольствие и боеприпасы. Но воинское счастье переменчиво. К этому времени советские ВВС и ПВО уже накопили опыт, получили новую технику, научились эффективно бороться с авиацией противника. «Воздушный мост» не сработал, армия Паулюса была пленена. Сталинградская битва окончилась победой Красной Армии.
Разгром немецких войск в степях между Волгой и Доном нанёс тяжёлый удар и по престижу Люфтваффе. 4-й воздушный флот Рихтгофена не смог выполнить задачу по спасению окружённых войск, оказался неспособным оказать эффективную поддержку сухопутным войскам на Дону и Северном Кавказе. Это был первый «звонок», предвещавший скорый конец успехам Люфтваффе.
И хотя в феврале и марте 1943 г. в боях под Харьковом немецкая авиация показала, что она представляет собой ещё достаточно серьёзную силу, как подчёркивает автор, «пик её всемогущества был уже пройден» (с. 332). События, развернувшиеся на советско-германском фронте летом 1943 г., показали: советская авиация стала уже настолько грозной силой, что сумела завоевать стратегическое превосходство в воздухе. И удерживала его до конца войны.
Книга Джоэля Хэйуорда вполне в духе современных тенденций стремиться показать исторические события через судьбу отдельных личностей. Российскому читателю особенно интересно взглянуть на войну глазами одного из ведущих гитлеровских воздушных стратегов, получившего в ходе войны звание генерал-фельдмаршал, В. фон Рихтгофена. Рассматривая военные действия в их совокупности и взаимосвязи, новозеландский историк значительное внимание уделяет событиям не только в воздухе, но и на земле, и даже на море (см., напр. с. 43 — 55). Огромное количество источников, привлечённое Д.Хэйуордом, и проведённая им кропотливая исследовательская работа позволили создать запоминающуюся картину грандиозных битв Второй мировой войны. Книгу органично дополняют малоизвестные нашему читателю иллюстрации. Нет сомнений, что «Остановлены под Сталинградом» — важное слово в историографии и представляет интерес не только для историков авиации или военных историков. В год 60-летия Сталинградской битвы книга позволит ещё раз взглянуть на факты без гнева и пристрастия, услышать голос противника, а, следовательно, наполнить историю сражения на Волге реальным драматизмом и по достоинству оценить подвиг защитников города: им противостояли лучшие на тот момент в мире германские армия и авиация.