23 июня 1941 года военный комендант железнодорожного участка и станции Лиепая военный инженер 3 ранга И. Рожков узнал, что в пригородном поезде в сторону Лиепаи скрытно следует вражеский штурмовой отряд. Гитлеровцы решили внезапно захватить мосты восточнее города и удерживать их до подхода главных сил. Рожков организовал оборону станции, а сам, не теряя времени, занял место машиниста в кабине стоящего под парами паровоза и направил его навстречу немецкому эшелону – на таран. Произошло крушение, в результате которого отряд гитлеровцев был уничтожен. Операция немецкого командования под названием «Троянский конь» не состоялась, а Лиепая оборонялась еще несколько дней. Во время отхода советских войск И. Рожков пал смертью храбрых. В память о его подвиге на станции установлена мемориальная доска.
ВООБЩЕ В ИСТОРИИ Великой Отечественной войны есть много примеров самоотверженности и героизма, проявленного офицерами службы военных сообщений, железнодорожных войск и работниками транспорта. Потери в личном составе во время войны служба военных сообщений несла очень большие. Ее офицеры уходили при отступлении последними и возвращались обратно с передовыми эшелонами наступающих войск.
Например, сравнительно немногочисленный отдел военных сообщений 16-й армии потерял пять человек. Погибли полковники Палкин и Попов, батальонный комиссар Боровский, военный инженер 2 ранга Челухов и капитан Черничин.
Начальник военных сообщений 3-й армии бригадный комиссар И. Баринов в сентябре 1941 года в боях за Киев лично принимал участие в спасении эшелонов, боеприпасов и горючего на станциях Чернигов и Навля, руководил работами по устройству заграждений на участке хутор Михайловский - Навля и погиб в бою с прорвавшимися танками противника.
Офицер комендатуры станции Гребенка интендант 3 ранга Н. Ванцов лично производил расцепку горящих вагонов и погиб смертью героя.
22 августа 1942 года военный комендант железнодорожного участка и станции Сталинград подполковник В. Лопатин выехал на выгрузку эшелонов на разъезд Конный, но туда прорвались танки противника, и, отстреливаясь до последнего патрона, он погиб.
Летом 1943 года во время налета вражеской авиации на станцию Будогощь помощник военного коменданта капитан Лысанов сделал все возможное, чтобы рассредоточить вагоны с опасными грузами, вывел в укрытие дежурную смену железнодорожников, а сам погиб на боевом посту.
20 июля 1944 года заместитель военного коменданта станции Иваново капитан Л. Фокин, находясь в оперативной группе на станции Великие Луки, принимал активное участие в рассредоточении воинских поездов под непрерывными бомбежками противника и был смертельно ранен.
22 марта 1944 года на станции Старая Торопа при исполнении служебных обязанностей погибли военный комендант распорядительной станции № 51 инженер-майор Суликин, военный комендант станции снабжения № 92 подполковник Бабокин, начальник военных сообщений 37-й армии подполковник Бердоносов, начальник военно-продовольственного пункта станции Прохладная интендант 3 ранга Плучек, помощники военного коменданта распорядительной станции № 51 старший техник-лейтенант Стыров, лейтенант Яшугин...
Родина высоко оценила боевые подвиги и трудовую доблесть личного состава службы военных сообщений. Около девяти тысяч человек были награждены орденами и медалями.
К НАЧАЛУ Великой Отечественной войны сеть железных дорог в целом была достаточно развита и технически подготовлена для выполнения воинских перевозок в установленные сроки и в нужных размерах. По возможностям сосредоточения войск железнодорожным транспортом к западным границам мы не уступали вероятному противнику. Однако внезапное и вероломное нападение фашистской Германии, вынужденный отход наших войск в начальный период войны поставили железнодорожный транспорт в трудные условия. В результате частого и резкого изменения оперативной обстановки, налетов авиации противника на некоторых железнодорожных направлениях и особенно на прифронтовых железных дорогах возникли большие трудности с обеспечением непрерывности воинских перевозок и управления ими. Из-за временного отхода войск протяженность железных дорог к концу 1941 года сократилась на 42 процента от довоенного уровня. Значительно меньше стало локомотивов и вагонов, почти совсем не поступали материалы для их ремонта. Но и в этих условиях железнодорожники успешно справлялись с поставленными задачами. Насколько был велик объем работы железнодорожного транспорта, можно судить по тому, что перевозки войск и материальных средств уже в первые дни войны составили около 40 процентов от общего объема перевозок на всей сети железных дорог.
Одновременно с перевозками войск и материальных средств на фронт шел большой встречный поток эвакуационных перевозок из западных и юго-западных районов страны. В первые месяцы войны объем эвакуационных перевозок составил около 1,5 млн. вагонов, или 30 тыс. поездов.
В ЛЕТНЕ-ОСЕННИЙ период 1941 года для развертывания Красной Армии из внутренних военных округов в пункты сосредоточения были доставлены главным образом железнодорожным транспортом 291 стрелковая дивизия, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн. человек маршевых пополнений.
Для фашистского командования железные дороги были основными объектами, подлежащими разрушению. В ходе войны на них было совершено около 20 тыс. налетов авиации противника, в которых участвовало 60 тыс. самолетов. Ими было сброшено свыше 243 тыс. фугасных, осколочных и более 120 тыс. зажигательных бомб. Всего в ходе войны на территории СССР было разрушено 65 тыс. км железнодорожного пути, 13 тыс. мостов, 317 паровозных депо, 15.800 паровозов и мотовозов, 4.100 железнодорожных станций и много других сооружений.
Объем воинских перевозок, выполненных за годы войны железнодорожным транспортом, составил 443.213 поездов. При этом свыше 55 процентов от общего объема пришлось на оперативные перевозки, остальное - на снабженческие. В ходе выполнения воинских перевозок на учете органов военных сообщений одновременно находилось до 1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 12 тыс. транспортов только по централизованному плану.
Благодаря самоотверженному ратному труду и героизму многих коллективов службы военных сообщений по фронтовым и тыловым коммуникациям непрерывно подавалось все необходимое