я попал по распределению после окончания в 1983 году отделения военных инженеров-исследователей ВАТТ. Командовал кафедрой в то время полковник Семенов Леонид Александрович, к сожалению, ныне покойный. На пяти циклах кафедры работало около пятидесяти преподавателей и сотрудников. Опорой молодым преподавателям были офицеры-фронтовики - кандидат наук, доцент полковник Левитин М.Д., руководивший на кафедре уникальной лабораторией заграждения железных дорог, кандидат наук, доцент полковник Шейнин И.И., активно работающий в нашем университете и в настоящее время, организатор восстановления мостов через Днепр подполковник-инженер Микеладзе А.Ш. Нашими
Что представляет собой военная кафедра?
Скажите, а какой военная кафедра была раньше?
Какие изменения происходили на кафедре в последние десятилетия?
Чему же учат на военной кафедре?
Любой ли студент может обучаться на военной кафедре?
Какие задачи стоят перед кафедрой в настоящее время?
Беседа с заместителем начальника военной кафедры кандидатом технических наук полковником Крюковым Г.И.
Что представляет собой военная кафедра?
Прежде всего - это сплоченный коллектив офицеров-преподавателей и учебно -вспомогательного персонала. Во-вторых, - отличная материальная база как непосредственно в стенах нашего университета, так и в учебном центре ВТУ ЖДВ РФ, где наши студенты проходят практические занятия. В третьих, - четкая организация учебного процесса, основанная не только на требованиях воинских Уставов, но и на опыте предшествующих поколений, славных традициях 75 летней истории военной кафедры. С осени прошлого года кафедру возглавляет опытный руководитель, многие годы командовавший различными воинскими формированиями, полковник Рогалев Николай Семенович. Кафедра на трех циклах готовит офицеров запаса по четырем военно-учетным специально стям для Железнодорожных войск Российской Федерации и по одной для Органов Военных Сообщений. Возглавляют циклы опытные методисты подполковники Гамалей С.П., Равгейша В.Ф. и Ровник С.В. Я благодарен судьбе, что многие годы моей военной службы отданы нашей военной кафедре.
В начало
Скажите, а какой военная кафедра была раньше?
На кафедру я попал по распределению после окончания в 1983 году отделения военных инженеров-исследователей ВАТТ. Командовал кафедрой в то время полковник Семенов Леонид Александрович, к сожалению, ныне покойный. На пяти циклах кафедры работало около пятидесяти преподавателей и сотрудников. Опорой молодым преподавателям были офицеры-фронтовики - кандидат наук, доцент полковник Левитин М.Д., руководивший на кафедре уникальной лабораторией заграждения железных дорог, кандидат наук, доцент полковник Шейнин И.И., активно работающий в нашем университете и в настоящее время, организатор восстановления мостов через Днепр подполковник-инженер Микеладзе А.Ш. Нашими наставниками были "Кулибин" - так называли на кафедре подполковника Вишнякова С.А., изготовившего действующие модели путеукладчика, копра и плавучего крана, подполковник Старченко А.В., работавший над созданием радиоуправляемых технических средств, и многие другие офицеры. "Мотором" кафедры были энергичные руководители - заместитель начальника полковник Камалдинов А.З., начальник учебной части кандидат наук, доцент полковник Подшивалов В.М. и начальник цикла полковник Монятовский В.Л. Они разрабатывали и внедряли многие новые элементы организации учебного процесса, получившего сейчас название в руководящих документах "метод военного дня".
В начало
Какие изменения происходили на кафедре в последние десятилетия?
В восьмидесятые годы военная кафедра находилась под пристальным вниманием ректората института. Периодически на разводе присутствовали руководители института, а ректор профессор Красковский Е.Я все мероприятия, связанные с поощрением студентов, проводил на военной кафедре. Первый в институте комплекс учебного телевидения был установлен на нашей кафедре. Каждая аудитория была оснащена современными техническими средствами обучения. Был создан уникальный по своим возможностям и техническому оснащению методический кабинет. Каждый преподаватель активно участвовал в общественной жизни института, а подполковник Андреев В.В. создал и многие годы руководил работой поискового отряда, прошедшего по местам боев и установившего сотни фамилий погибших воинов - выпускников ЛИИЖТа. Конец восьмидесятых и особенно начало девяностых годов - время чрезмерного внедрения элементов демократии в жизнедеятельность военной кафедры. Доходило даже до выборов дежурных, командиров, форм и методов проведения занятий. После того, как было подготовлено менее сорока офицеров запаса, поднимался вопрос о закрытии военной кафедры. В этот период неудачных экспериментов особую роль по сохранению и стабилизации работы военной кафедры сыграли ее начальник полковник Скворцов А.И. , начальники циклов полковники Иванов В.Е. и Кострюков А.Н., старшие преподаватели подполковники Нефедов А.Н. и Каранов В.Ф. Середина девяностых годов - самое трудное время для офицеров военной кафедры: престиж военной службы в стране был подорван, продовольственное обеспечение офицеров кафедры не осуществлялось, обмундирование не выдавалось по несколько лет, денежное довольствие задерживалось. Несмотря на усилия начальника кафедры полковника Баранова В.Г., поддержку ректора профессора Павлова В.Е. многие офицеры уволились. К сожалению, основной заботой преподавательского состава в это время стало не совершенствование учебного процесса, а обеспечение выживание своих семей, забота о хлебе насущном. К концу девяностых годов наметились изменения в лучшую сторону. Начальником кафедры полковником Могальчуком Л.И. была проведена большая работа по привлечению к педагогической работе способных офицеров из войск. На кафедру прибыли орденоносец подполковник Пехтерев Г.Н., подполковники Марчук А.Н., Тихомиров В.А., Шмойлов А.В., ряд других офицеров, внесших в учебный процесс новые подходы, обогативших его практическим опытом деятельности войск. В последние годы благодаря постоянному вниманию со стороны ректора университета профессора Ковалева В.И. военная кафедра преобразилась: проведен ремонт всех аудиторий, проводится их техническое переоснащение, преподаватели под руководством начальника кафедры ведут активную работу по совершенствованию учебного процесса. Можно сказать, военная кафедра находится на подъеме.
В начало
Чему же учат на военной кафедре?
Военные кафедры создавались с целью подготовки гражданского инженера к действиям в военное время. Поэтому офицер-железнодорожник должен уметь, если понадобиться, взорвать любой железнодорожный объект и организовать его восстановление. Кроме того, офицер запаса должен владеть строевыми приемами, знать вооружение и технику, хорошо стрелять, уверенно командовать подчиненными и: уметь подчиняться. Этому учили и учат на нашей кафедре.
В последнее время большое внимание уделяется также обучению студентов методике работы командира по выполнению поставленной задачи. Мы учим уяснять задачу, объективно оценивать обстановку, вырабатывать замысел и принимать обоснованное решение, планировать действия подчиненных и непосредственно ими руководить. Это достигается в ходе лекционных, групповых и практических занятий, и особенно на групповых упражнениях, где каждый студент действует в роли определенного должностного лица.
Методика работы руководителя - и военного, и гражданского - едина. Поэтому полученные студентами на военной кафедре знания и навыки пригодятся им в любой сфере деятельности.
В начало
Любой ли студент может обучаться на военной кафедре?
Нет. В законе РФ "О воинской обязанности и военной службе", ряде Постановлений Правительства РФ установлены основные положения по организации обучения граждан на военных кафедрах. В соответствии с этими документами, обучаться на военной кафедре могут граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья и заключившие контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса и о службе по призыву после окончания учебного заведения.
Возможность призыва выпускника военной кафедры на срочную службу в мирное время предъявляет к нему дополнительные требования. Поэтому в соответствии с Положением о военных кафедрах проводится профессиональный отбор и проверка уровня физической подготовленности студентов. Методика отбора кандидатов для обучения на нашей кафедре утверждена ректором университета 30 июля этого года.
Ознакомиться с предъявляемыми к кандидату требованиями по здоровью, уровню физической и профессиональной подготовки студенты могут на военной кафедре, кафедре "Физическое воспитание и спорт" и в своем деканате.
В начало
Какие задачи стоят перед кафедрой в настоящее время?
Говоря военным языком, направление нашего главного удара определил ректор профессор Ковалев В.И. на встрече профессорско-преподавательского состава университета с министром Путей Сообщения Аксененко Н.Е.. Валерий Иванович сказал, что проведена большая работа по ремонту и техническому переоснащению университета, но основная задача - существенное повышение качества подготовки специалистов.
Для решения стратегической задачи повышения качества подготовки офицеров запаса необходимо решить задачи тактические - перейти на новые штаты, переработать тематические планы и методические разработки, внедрить в учебный процесс методы компьютерного обучения и тестирования. Одна из основных задач - усиление практической направленности обучения наших студентов, привитие им командных и методических навыков.
Мы уверены, что в тесном взаимодействии с ректоратом университета, деканатами, с опорой на славные традиции нашей кафедры, на помощь наших ветеранов, стоящие перед военной кафедрой задачи будут успешно решены.
Когда были созданы Железнодорожные войска России и Что собой представляли первые военные железнодорожные формирования?
На завершающем этапе строительства Санкт-Петербурго - Московской железной дороги, было принято решение о создании для ее охраны и эксплуатации специальных воинских формирований. Оно обрело законную силу 6 августа 1851 года в день "Высочайшего утверждения" Николаем 1 "Положения о составе управления С.-Петербурго - Московской железной дороги", согласно которому было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и "телеграфическая" роты. На организацию, структуру и задачи формируемых подразделений непосредственное влияние оказала существовавшая тогда в России система охраны водных и сухопутных путей сообщения. Ее центральным звеном было Главное управление путей сообщения и публичных зданий, которому подчинялись 52 отдельные военно-рабочие роты. Эти подразделения не только несли караульную службу на путях сообщения и осуществляли надзор за порядком при их эксплуатации, но и принимали непосредственное участие в ремонте и строительстве дорог. На Волге, Каме, Оке и некоторых других водных артериях, нес службу специальный флотский отряд по охране водных путей сообщения, а наиболее важные гидротехнические сооружения, такие как Таицкий водопровод и основные судоходные каналы, охранялись и обслуживались особыми воинскими командами.
Силами военно-рабочих рот осуществлялось несение караульной службы и на шоссе Санкт-Петербург - Москва. По мере строительства железной дороги некоторые из этих рот были привлечены к охране наиболее важных железнодорожных объектов. Введение в действие "Положения об управлении С.-Петербурго-Московской железной дороги" стало отправной точкой принципиально нового, ранее ни где в мире не практиковавшегося применения специальной военной организации для эксплуатации железных дорог, то есть для решения задачи, до тех пор являвшейся прерогативой гражданского персонала. Поэтому, данные подразделения считаются прообразом Железнодорожных войск России, а день когда началась работа по их формированию - 6 августа - объявлен Указом Президента Российской Федерации Днем Железнодорожных войск. "Положение об управлении С.-Петербурго - Московской железной дороги", определяя состав военно-рабочих подразделений, предусматривало создание дорожной стражи в количестве 1200 нижних чинов с возложением не нее осмотра пути и производство мелкого ремонта. Посты стражи устанавливались через каждые 500 сажен. Кроме того вводилось 280 сторожей у застав, 483 при стрелках и 110 у мостов. Также создавались подвижные рабочие команды из расчета на 10 верст дороги по одному мастеру и 10 рабочих. Всего мастеров было 60, рабочих - 600 человек. Вся дорожная стража объединялась в 11 рот по 250 человек в каждой.
Положением устанавливался "станционный" и "подвижной составы". Станционный состав распределялся по трем ротам по 250 нижних чинов в каждой. Подвижной - по двум. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары - всего 250 военнослужащих. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы - 300 военнослужащих.
Телеграфическая рота в составе 290 человек должна была обеспечивать бесперебойную работу телеграфа по всей дороге.
Указанные роты комплектовались из унтер-офицеров и нижних чинов проходящих службу в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Первые эксплуатационные военные железнодорожные подразделения достаточно успешно действовали на Санкт-Петербурго - Московской железной дороге и, заменяя дорогостоящую рабочую силу, существенно сокращали расходы казны на ее эксплуатацию. Вместе с тем, в середине 60-х годов прошлого столетия, после передачи железнодорожной магистрали в ведение Главного общества российских железных дорог, действовавшие на ней военно-эксплуатационные подразделения были расформированы. Помимо использования воинских подразделений для эксплуатации Санкт-Петербурго - Московской железной дороги, Военное министерство совместно с Главным управлением путей сообщения и публичных зданий (с 1862 года - Министерство путей сообщения) довольно широко привлекало воинские формирования для участия в строительстве железных дорог. Говоря о причинах подобного применения войск, специалисты того времени единодушно отмечали: "Постройка железных дорог требует значительных издержек... Наем рабочих для этих работ составляет большую долю общих расходов и при том вредно отражается на обыкновенном ходе земледельческой деятельности, отвлекая от нее большую часть рабочих рук, что в особенности важно в тех местах, где рук мало... Обстоятельства эти подняли вопрос о выгоде употребления войск для постройки железных дорог". Известно, что войска применялись при строительстве С.-Петербурго - Варшавской и Московско - Нижегородской железных дорог, некоторых других линий. Однако стремление к снижению стоимости строительства за счет использования труда военнослужащих регулярных частей плохо сочеталось с поддержанием необходимого уровня боевой готовности войск, препятствовало организации эффективного процесса боевой подготовки. Это побудило военное и другие заинтересованные ведомства искать пути решения возникшей проблемы.
Выход был найден в создании особых военно-рабочих формирований. Одно из первых таких формирований - военно-рабочая бригада - было сформировано для строительства Санкт-Петербурго - Варшавской железной дороги в 1858 году. Ее численность достигала 3500 человек.
В 1863 году для строительства Одесско - Парканской железной дороги формируются 4 рабочие роты из штрафованных нижних чинов. Штат формирования включал заведующего ротами, казначея, квартирмейстера, 4 ротных командира, их помощников, двух офицеров для командировок, двух медиков, заведующего канцелярией, аудитора, 73 нижних чинов постоянного состава и 2200 чинов переменного. Личный состав рот привлекался, в основном, для выполнения земляных работ.
После завершения строительства военно-рабочие роты были расформированы. Но уже в 1864 году приказом военного министра создаются две рабочие бригады и устанавливается штат, по которому каждая бригада состояла из 7 рот по 650 нижних чинов в каждой.
Как правило, рабочие бригады не были постоянными воинскими формированиями и после окончания строительства расформировывались. Временный характер бригад не позволял использовать их достаточно эффективно. Поэтому в 1868 году было принято решение о создании постоянной рабочей бригады, имеющей в своем составе 2000 нижних чинов. Впоследствии на этот штат предполагалось перевести и другие формирования. Тем не менее, идея создания постоянных бригад с неизменным штатом до конца реализована не была - к октябрю 1871 году все рабочие соединения были переформированы. Наступало время новой, более прогрессивной организации Железнодорожных войск - военных железнодорожных команд.
Таким образом, Железнодорожные войска России ведут свою историю от военно-рабочих подразделений созданных 6 августа 1851 года для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго - Московской железной дороги. Им на смену пришли военно-рабочие бригады, которые в начале 70-х годов прошлого столетия, в свою очередь, уступили место качественно новым формированиям, способным более успешно решать задачи, обусловленные непрерывным ростом военного значения железнодорожного транспорта и существенными изменениями, происходившими в жизни страны.
Становление военной кафедры ПГУПС
Июль 1925 г. Приказ РВС СССР № 606 О формирования отделения Военных Сообщений при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС). Начальником отделения назначен профессор Н.А.Данилов.
20 августа 1926 г. Введение высшей допризывной военной подготовки в выс- ших учебных заведениях. Постановление ЦИК и СНК СССР.
25 августа 1926 г. Руководство военной подготовкой студентов возложено на начальника военного отделения института профессора Н.А.Данилова (военный руководитель института). Приказ РВС СССР № 565.
30 сентября 1926 г. Приказ по ЛИИПС № 218 о формировании 12 отделений (7 сухопутных, 2 водных и 4 воздушных) и о начале с 4 октября 1926 г. военной подготовки студентов.
29 января 1928 г. Первый выпуск слушателей отделения Военных сообщений ЛИИПС.
1929 - 1932 гг. Выделение из ЛИИПСа (с 27 декабря 1930 г. ЛИИЖТа) факультета военных сообщений и создание на его основе Военно-транспортной академии (ВТА).
8 сентября 1931 г. Назначение начальником военно-транспортной кафедры (помощником начальника института по военной части) первого военнослужащего - генерал-майора Кунцевича В.П. -.Приказ по институту № 240.
5 октября 1942 г. Переименование кафедры. Назначение начальником военной кафедры института генерал-майора Сейнова М.М. Приказ по институту № 70.