Сталинские автомобили, эти мирные броневики, испытывали боевыми
пулеметами. Потом кузов реставрировали, заделывали вмятины. После этого
бесстрашный генсек мог пользоваться своей машиной.
Все тридцать ЗИСов были разбросаны по стране: два -- в Ленинграде,
двадцать -- в Москве и на загородных дачах, остальные -- в Крыму, на
Северном Кавказе, в Сочи и в Закавказье.
В 1963 году одну сочинскую машину пытались разбить, но отступили:
тяжелая кувалда отскакивала от стенки кузова, не оставляя на нем следов.
Двадцать лет спустя весь автомобильный парк усопшего диктатора свезли в
Кремль, на склад. Потом отправили машины на завод имени Лихачева и
переплавили.
Одну надо было оставить. Для истории. Я верю: придет время, откроется
музей сталинского террора.
Судьба личного железнодорожного вагона генсека оказалась счастливее. Он
сохранился до наших дней.
Для поездок генсека в Боржоми и Бакуриани на станции держали
специальный вагон. Длина его несколько уступала современному купированному
вагону (21, 6 против 23, 0 метров), зато оборонной мощью и оборудованием он
мог поразить воображение самого прихотливого охранника. Одетый в толстую
броню, стальной монстр весил 83 тонны. Шесть пар колес, снабженных
уникальными рессорами, держали его на рельсах.
Представление о внутренней планировке дает схема. Для удобства примем
за единицу площади одно купе. Итак, первое купе -- кухня. Рядом помещение
для охраны. В третьем -- спальня. Два следующих -- кабинет. Во второй
половине (шесть купе) -- зал заседаний.