|
От
|
avro
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
11.10.2002 18:21:12
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Из авиационной истории Бердска
Из авиационной истории Бердска, Новосибирская обл.
Нашему заводу надлежало наладить массовый выпуск специального, агрегата - новой составной части усовершенствованного мотора дли истребителя конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Напомню, что это замечательный инженер-ученый за выдающийся вклад в авиастроение был четыре раза удостоен Сталинской премии (в 1941, 1943, 1946 и 1948 годах).
С июля 1941 года по сентябрь 1945 г. авиапромышленность СССР произвела 136638 самолетов, более чем десятая часть их была сконструирована под руководством С. А. Лавочкина (точнее, 15753 самолета). Агрегат, подлежащий освоению на Бердском заводе Министерства авиационной промышленности, помог позднее перейти от выпуска самолетов "ЛА-5" к самолетам "ЛА-5ФН", а потом "ЛА-7", который обладали большой скоростью по сравнению с серийными фашистскими истребителями.
Нашим изделием был агрегат, насос, впрыскивающий под давлением в 60 атмосфер жидкий бензин в цилиндры двигателя. Заводские остряки в шутку называли агрегат "Секс-приставкой". Автоматический регулятор определял зависимость работы агрегата от высоты полета истребителя. Агрегат позволил увеличить мощность мотора.
Разумеется, наладить производство агрегатов было непросто. Как и работникам большинства других эвакуированных предприятий, для изготовления требуемых изделий на новом месте надо было проявить ранее неслыханное упорство, работоспособность, предприимчивость.
Первая сложность заключалась в оперативности разгрузки пришедшего оборудования. Для установки станков на нужное место в цехах не было кранов. А ведь некоторые прессы весили по 70 тонн. Разгрузкой занимались по 15-20 часов в сутки. Такелажниками стали все - токари и бухгалтеры, инженеры, медсестры. Чтобы облегчить труд людей, приходилось на ходу придумывать малую механизацию. Инженер Голованевский скомбинировал, в духе учебника физики для 8 класса, десяток деревянных дисков, обвитых тросом, превратив их в полиспаст, т. е. комбинацию блоков, позволяющих получить выигрыш в силе, необходимый для передвижения тяжелого оборудования.
К этому надо добавить следующее. В период приезда эшелонов из Харькова Бердск не был электрифицирован. Ближайшая линия электропередач находилась в 20 километрах, и ответвление от нее добралось до Бердска лишь в 1943 г., т. е. спустя 2 года после прибытия нашего завода. На первое время нам удалось раздобыть маломощный локомобиль, спаренный с динамо-машиной. Это обеспечивало работу скольких-то осветительных электролампочек и кое-каких электроинструментов. Но, как известно, судьба помогает находчивым. Заводу посчастливилось раздобыть случайно оказавшиеся в Новосибирске четыре дизеля, предназначенные для подводных лодок. Сверхсрочно заводчане сумели изготовить недостающие детали, соорудили четыре железобетонных фундамента, присоединили дизеля к мощным динамомашинам. И это выглядело как чуде - всего через 2,5 месяца после приезда первого эшелона предприятие имело электроэнергию. Правда, динамомашины обеспечивали только переменным током. А на некоторых участках требовался постоянный ток. Его удалось в первое время получать с помощью селеновых выпрямителей, в освоении производства которых завод стал пионером.
Надо было наладить производство алюминиевого литья. Для этого механик литейного цеха 3. Степченко сконструировал и помог изготовить компактную печь, отапливаемую коксом. Эту успешно работающую печь скопировали ряд других заводов. Вообще харьковчане в Сибири не делали секрета из своих технологических находок. Иногда их с пользой для себя заимствовали такие гиганты, как завод имени Чкалова (способ корректировки гальванических ванн) и другие.
В то же время нам активно помогали и новосибирские ученые. Например, сотрудники Западно-Сибирского геологического управления отыскали для завода месторождение формовочной земли, необходимой литейному цеху.
Постоянно удалось преодолеть и низкую температуру в цехах. Она, несмотря на изготовленные общецеховые отопительные печи, в первое время не поднималась выше 5-6 градусов тепла. Между тем ряд станков, обеспечивающих микройную точность, требовал устойчивую температуру в плюс 23 градуса. Сначала в помещении цехов для обогрева людей построили деревянные избушки, которые отапливались и держали нормальную температуру. Одновременно монтировались радиаторы, трубопроводы и сам котел центрального парового отопления. Центральное отопление .стало реальностью уже в феврале 1942 года.
Обработка многих деталей, требовавших высокой точности, производилась на оптико-шлифовальных станках. Но их, как и некоторых других станков, стало не хватать для возросшей программы. Взять их было неоткуда. Завод сам наладил изготовление для себя необходимых станков. Наряду с этим активно искались способы, могущие сократить саму потребность в станках.
Продукцию завода высоко оценили авиаконструкторы и сами летчики. На истребителе "ЛА-5 ФН", снабженном агрегатом Бердского завода, открыл под Курском свой счет сбитых немецких самолетов знаменитый ас И. Кожедуб. В марте и апреле 1944 года Бердский завод дважды награждался знаменами Государственного комитета обороны СССР, а через несколько месяцев после победоносного окончания войны указом Верховного Совета СССР Бердский завод МАП № 296 был награжден за образцовое выполнение заданий орденом Трудового Красного Знамени.
Сейчас, вспоминая всю эту эпопею, трудно не удивляться способности заводчан преодолевать даже, казалось бы, неприступные препятствия. Если чего-то нужного не удавалось достать - от малого до большого, то мы сами делали то, в чем нуждались.
На этом сайте куча воспоминаний участников ВОВ.
http://berdsknew.narod.ru/literat/berdskwar/vospom33.htm