От полковник Рюмин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.10.2002 16:44:43 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Дискуссия среди белоэмигрантов: как относиться к гражданской войне в Испании?

Приветствую уважаемое Сообщество.

В связи с обсуждением участия русских белых эмигрантов во II мировой войне и в событиях, ей непосредственно предшествовавших, предлагаю Вашему вниманию историю одной дискуссии в эмигрантской печати.

При этом хочу сразу оговориться, что русских добровольцев из белоэмигрантов, участвовавших в испанской гражданской войне на стороне каудильо, насчитали ровно 72 человека. И тех же русских добровольцев из белоэмигрантов, воевавших за республиканцев в составе интербригад и республиканской армии, было, по разным оценкам, от нескольких сот до тысячи.

Но хотел бы остановиться на той части политически активных эмигрантов-белогвардейцев, которые рвались "довоевать с красными" и отличались резко антикоммунистическими взглядами. Дискуссия, о которой речь, произошла как раз в этой среде.

Итак.

Начавшаяся 18 июля 1936 г. гражданская война в Испании «заворожила» весь мир: каждый видел в ней своих. Монархисты — лигитимистов, коммунисты — вооруженный пролетариат, демократы — защитников республики от фашизма и т.п. Вот только Гитлер с Муссолини преследовали цели чисто утилитарные, практические - хотели обкатать в условиях реальных боевых действий технику и личный состав, а также предстать пред западными демократиями эдакими романтиками - бескомпромиссными антикоммунистами. Поэтому помощь воюющим шла со всех сторон: белым в основном от Германии и Италии, красным — от СССР.

Сам генерал Франко, которого в русских эмигрантских кругах вскоре стали называть «испанским Корниловым», о целях этой борьбы говорил: «Наша война — это война религиозная. Мы, все кто борется, христиане или мусульмане, мы солдаты Бога, и мы воюем не против других людей, а против атеизма и материализма...» (См.: Иванов И.Б. Русский Обще-Воинский Союз. СПб. 1994. С.8.).

Не осталась равнодушной к войне «Белых» и значительная часть русской эмиграции.

Интересно высказывание, касающееся участия русских в событиях, предшествовавших гражданской войне в Испании. 1 августа 1936 г. харбинская газета «Наш Путь» - центральный печатный орган Российской фашистской партии, опубликовала интервью испанского профессора Е.Афенисио под заголовком «Испанское восстание подняли русские эмигранты, чины иностранного легиона в Марокко». «Вы знаете, кто поднял восстание у нас, в испанском Марокко? — спросил профессор. - Это сделали, как я совершенно убежден, ваши русские эмигранты. Убеждение мое основывается на том факте, что, во-первых, я только 35 дней назад видел моих друзей, приехавших перед моим отъездом из Марокко, которые мне передавали о замыслах иностранного легиона, где русские составляют наибольший процент как солдат, так и офицеров, а с другой стороны, и теми настроениями, которые окружали русских в Испании. Первые события, какие я знаю из телеграмм, начались в Мелилле и Цеуте, гарнизонах Испанского Марокко, где как раз стояли части, исключительно состоящие из русских эмигрантов... Как известно, в последнее время у нас к власти пришел «народный фронт», находящийся под влиянием Москвы. Красные командиры были фактически руководителями политики Мадрида. Поэтому красные, которое уже давно косились на белых эмигрантов, в последнее время подняли вопрос об их выселении из пределов Испании вовсе. Русских же в самой Испании живет немного, но в колониях — достаточно большое число. Они все были связаны узами симпатии с нашими националистическими организациями, в частности, им очень сочувствовал генерал Кальво Сотело, который был убит незадолго до поднятия восстания. Русские эмигранты платили красным такой же ненавистью и всячески старались уже давно уговорить своих испанских друзей выступить против красных комиссаров. Русские при этом делились своим опытом в борьбе с большевиками, и к их мнению очень прислушивались в военных наших кругах. Поэтому я убежден, что восстание в Марокко, которое перекинулось сейчас и на континент, дело рук ваших соотечественников, которые первые предоставили в распоряжение восстания свою реальную силу в лице полков нашего иностранного легиона» (Цит. по: Комин В.В. Белая эмиграция и вторая мировая война. Калинин, 1979. С. 19-20.). По всей видимости, роль русских эмигрантов в событиях, предшествовавших гражданской войне в Испании в 1936—1939 гг., профессором Е.Афенисио преувеличена, но то, что эти события имели место быть, в общем-то, вполне правдоподобно.

Устремления русских добровольцев, желавших помочь в Испании франкистам, кратко выразил участник гражданской войны член туркуловского РНСУВ генерал А.В.Фок. Он писал: «Те из нас, кто будет сражаться за национальную Испанию, против III Интернационала, а также, иначе говоря, против большевиков, тем самым будет выполнять свой долг перед белой Россией» (Кольцов М. Испанский дневник. М., 1988. С.604.). Аналогично высказался позднее и один из белых офицеров принимавших участие в войне: « Мы же все здесь в белом лагере все от генерала и до последнего солдата — испанцы и немногие иностранцы — выполняем свой долг — защиты веры, культуры и всей Европы от нового натиска красного зверя» (Там же.).

Однако были и другие мнения. Так в сентябре 1936 г. на страницах «Царского Вестника» развернулась полемика между А.Керсновским (Керсновский Антон Антонович. Родился в 1907 г. Подростком служил в Добровольческой Армии, был тяжело ранен. В эмиграции занимался военной историей. Автор ряда книг, в том числе "Истории Русской Армии" в 4-х томах (т. 1-4. 1932-1938) и "Философии войны" (1939). Скончался в 1944 г. в Париже.) и генералом М.Скородумовым, касающаяся взглядов на испанскую проблему. Поводом к полемике стало открытое письмо А.Керсновского «Никаких испанцев». Оно интересно своим содержанием и эмоциональностью, характерной для русской эмиграции тех лет. Поэтому приведем его полностью. Начинается оно с эпиграфа:

«Но его для сраму я
Маврою одену,
Загоню на самую
На Сьерра Морену».
(Козьма Прутков)

Далее А.Керсновский пишет: «Когда, наконец, мы поумнеем и перестанем распинаться за чужих? С какой стати и почему проливаем потоки слез и чернил во имя какой то совершенно ненужной чуждой и безразличной нам Испании? И если бы только слезы и чернила! Нашлись русские люди, русские офицеры, пошедшие проливать свою кровь на поля Ламанчи, выручая потомков Дон Кихота — ту русскую кровь, проливать которую за чужие интересы они не имеют права, ибо скоро она может понадобиться Матери России.

Без негодования нельзя прочесть ребяческое письмо русского белого офицера, напечатанное в «Часовом» и, увы перепечатанное очень многими эмигрантскими газетами, в том числе и «Царским Вестником».

Он, видите ли, «счастлив, что исполняет свой долг», как будто борьба за испанское благополучие составляет долг русского офицера! Нам важно истребить русских большевиков, а на испанских нам должно в высшей степени наплевать.

Пусть нам не морочат голову надоевшей пошлятиной, что борьба с «мировым злом» — наше «общее дело». Почему это вдруг сделалось «общим делом» сейчас, в 1936 году, а не было им в 1917, 1918, 1919, 1920, 1921? Что делали тогда эти посылающие нам сейчас свой привет г.г. испанские офицеры? Где они были тогда? — Под Тихорецкой? Армавиром? Царицыным? Харьковом? Или быть может под Киевом и Орлом? Во всяком случае, опоздав к Московскому походу, они успели, конечно, прибыть к перекопским боям? Под Каховку? Где они были тогда? Много ли их стояло в строю наших офицерских рот?

Изнасилованные испанские женщины, расстрелянные испанские священники... Подумаешь, нашли чем разжалобить! А наших русских женщин кто—нибудь жалел. А тысячи замученных русских священнослужителей нашли разве отклик в чьих либо сердцах — французских, немецких, испанских? Это, небось, не было тогда «общим делом».

Что за негодование: разрушен Альказар! А когда Иверскую сносили, кто из них возмущался? А когда разрушали старейший наш храм — Десятинную Церковь, воздвигнутую еще Владимиром Красным Солнышком — кто из г.г. испанцев тогда возвысил свой негодующий голос? Укажите мне испанца, который протестовал бы против уничтожения храма Христа Спасителя! — Не знаете: Вот и отлично. А я зато укажу вам русского офицера, туберкулезного, без права на труд, с отобранным паспортом, которым не так давно — всего несколько месяцев тому назад — г.г. правые испанцы и г.г. правые французы перебрасывались, словно мячиком, через Пиринеи! Вот этот наш искалеченный и гонимый русский штабс-капитан заслуживает в тысячу раз более нашего внимания и сострадания, чем все испанские патеры, взятые вместе.

Испанский «капитан X» шлет привет русскому офицерству. Запоздало это ненужное приветствие на целых 17 лет. Отчего они не посылали нам, русским, свой привет в 1919 году? Или это тогда не было «Общим делом»?

Победят белые испанцы — полпредство по-прежнему останется в Мадриде (либо удалится оттуда на самое непродолжительное время). А русских офицеров, имевших наивность (и более чем наивность) сражаться в их рядах «за общее дело», немедленно же выставят вон из Испании как «нежелательных иностранцев». Да еще, чего доброго, предъявят им обвинение в советской пропаганде — как то всегда было в обычае у испанцев в отношении белых русских эмигрантов.

Когда, наконец, мы поймем, что иностранные националисты — будь то испанские белогвардейцы, французские «огненные кресты», немецкие наци и итальянские фашисты — такие же враги нас, русских эмигрантов и нашей Родины, как и преследуемые ими коммунисты?

Не спасать их надо, а повторить мудрые слова Тараса Бульбы:
— Чтоб они подохли все, собаки!».

(См.: Керсновский А. Никаких испанцев //"Царский Вестник". 1936. № 521. Цит. по: А.В.Окороков. Фашизм и русская эмиграция)

В № 524 (1936 г.) «Царского Вестника» был опубликован ответ генерала Скородумова на статью А.А.Керсновского, в котором он высказал свою точку зрения на испанскую проблему. В частности он отмечал: «...что испанцы, немцы, японцы, французы все равно нас за это никогда не отблагодарят, то русский офицер с этим считаться не может, русский офицер должен быть рыцарем всегда и всюду и будучи убежденным антибольшевиком, должен уничтожать большевиков в любой испанской, французской, немецкой и других территориях, ибо если французы, испанцы, японцы и т.д. поступают отрицательно, то это далеко не значит, что и русские офицеры должны поступать так же.

Но естественно, что принимая участие в гражданской войне, русские не должны рвать зубами Мадрид, Париж и т.д. ибо на черта они нам нужны, мы должны только помогать, но не освобождать. Но принимать участие в гражданской войне и обязательно в русских единицах с возможно меньшими потерями, сберегая силы для последнего решительного боя под Москвой русские обязаны.

/.../. Честь и слава русским офицерам, воюющим против большевиков, хотя бы в Испании.

Пускай сперва подохнут все большевики, а потом при первом же случае мы поговорим и все припомним иностранцам, но сейчас это преждевременно.» (См.: Царский Вестник. 1936. № 524.)

Продолжая свою мысль в отдельной листовке, озаглавленной «Что такое Большевизм?» (В приложении к листовке отмечено, что данная статья публикуется отдельным изданием, т.к. не была принята ни в одну газету.) М. Скородумов пишет: «Не все ли равно, по какому месту бить большевиков: по морде, по затылку или по пятке, т.е. бить ли в России, в Испании или в Японии! Главное бить и не дать опомниться! Где высунется красная морда, там и трах по морде» (Архив РОА (Москва). Скородумов М. "Что такое большевизм?". Отдельный оттиск. Тип. "Слово". Б/д.).
__________________________________

О судьбе 72 русских добровольцев в Испании, воевавших на стороне Франко, готовить текст?

С уважением к Сообществу,
А.Рюмин