От Marat Ответить на сообщение
К Кадет (рус)
Дата 22.10.2002 11:50:13 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

НГ - Коротченко тоже отписывался по этому поводу


Здравствуйте!

C уважением, Марат

===========================================================

http://www.ng.ru/nvo/2002-10-18/9_sensation.html

МНИМАЯ СЕНСАЦИЯ
Информация о готовящемся к подписанию 4-миллиардном контракте с ОАЭ скорее всего не соответствует действительности
Игорь Коротченко

Располагая солидными финансовыми ресурсами, государства Ближнего и Среднего Востока неизменно входят в число крупнейших покупателей вооружений. Не случайно, что конкурентная борьба за этот рынок всегда велась без правил и отличалась особым ожесточением. В регионе ярко выражено присутствие западных производителей военной техники, среди которых доминируют фирмы из Франции, Великобритании, США. В последние годы стало поступать сюда и оружие из РФ. Помимо таких традиционных партнеров Москвы по военно-техническому сотрудничеству, как Сирия, Йемен и Иран, в 1990-х годах география экспорта наших вооружений расширилась здесь за счет поставок отдельных видов ВВТ в Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Каждый из таких контрактов (имеются в виду поставки РСЗО "Смерч", а также боевых машин пехоты БМП-3 и ЗРПК "Панцирь-С1" соответственно) был штучным, требовал тщательной, кропотливой работы, готовился несколько лет.

Поэтому настоящей сенсацией в России и за рубежом стали недавние сообщения электронных и печатных СМИ о предстоящем подписании с ОАЭ 4-миллиардного долларового контракта на создание в этой стране при помощи Москвы комплексной эшелонированной системы ПВО, основой которой, насколько можно понять, будут даже не ЗРС С-400, а некий прообраз С-500. Утверждается, что в состав системы также должен войти целый ряд огневых и радиолокационных средств, систем управления, связи, разведки и РЭБ. Исполнителем контракта назывался недавно образованный концерн ПВО "Алмаз"-"Антей", который находится сейчас в стадии формирования.

Ответом на волну статей и репортажей стало глухое молчание должностных лиц, ответственных за вопросы ВТС. В принципе это обычная практика такого рода, так как любые комментарии со стороны официальных структур до момента подписания контракта (а иногда даже и после этого) считаются недопустимыми. Между тем во всей этой истории есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Эмираты - государство небольшое. Его площадь всего лишь 83,6 тыс. кв. км, причем 75% территории занимает песчаная пустыня, где нет транспортной инфраструктуры, источников электро- и водоснабжения. Развертывать там системы противовоздушной обороны крайне затруднительно или вообще невозможно. Таким образом, можно "освоить" лишь 734 млн. долл. на выполнение ОКР и последующую поставку 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1" со сроком исполнения до 2005 г. Этого вполне достаточно, ведь к глобальной войне Объединенные Арабские Эмираты, имеющие лишь территориальный спор с Ираном из-за нескольких островов в Персидском заливе, вроде бы не готовятся. Так что С-400, а тем более уж С-500 по своим возможностям явно избыточны для такого маленького государства. Хотя, впрочем, у богатых - свои причуды, и, ежегодно получая за счет нефтедобычи миллиарды долларов, ОАЭ могут позволить себе реализацию любых военно-технических прожектов.

Так чем могло быть вызвано появление серии сенсационных публикаций о самом крупном контракте за всю историю существования российской системы ВТС? Что стоит за этим вбросом информации? В целом, как представляется, можно выделить четыре основные версии.

Первая - дезинформация. Москва решила оказать точно рассчитанное по месту и времени психологическое давление на США в преддверии планируемой Пентагоном силовой операции по свержению режима Саддама Хусейна. Сама возможность появления у ОАЭ, пусть и в перспективе, ультрасовременных "дальнобойных" систем ПВО на базе прототипа С-500, способных контролировать воздушное пространство над половиной Персидского залива, заставит США переключить внимание на изучение всех аспектов указанной проблемы. Да и для российского ОПК лучшей ситуации просто трудно придумать: на фоне массированных ударов с воздуха по Ираку одна из ведущих стран региона вдруг подписывает контракт с Россией на закупку систем ПВО. Потенциальной жертвой быть никто не хочет, и примеру ОАЭ могут последовать другие умеренные арабские государства.

Версия вторая - имеет место целенаправленная попытка сорвать действительно подготовленный контракт на поставку "алмазовских" систем ПВО в ОАЭ. Нетрудно себе представить реакцию шейха Зайеда бин Султана на разглашение конфиденциальных подробностей готовящегося к подписанию соглашения. Остается лишь выяснить, кто был организатором этого мероприятия.

Третья версия - проходит акция по дискредитации концерна ПВО "Алмаз-Антей", который якобы распространяет информацию, не соответствующую действительности (если контракта с ОАЭ нет в природе), или же "проговаривается" о реальных предконтрактных переговорах. Ясно, что при любом раскладе концерну придется еще очень долго дожидаться получения лицензии на право самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, чего и добиваются возможные заказчики публикаций.

И, наконец, версия четвертая, последняя. В действительности имеет место банальное заблуждение журналистов, которые просто неправильно интерпретировали разрозненные факты и пришли к таким сенсационным выводам. При здравом размышлении на роль страны-заказчика скорее всего подходят не Объединенные Арабские Эмираты, а зачисленные в "ось зла" Ливия и Иран, ставящие перед собой задачу создать надежный щит ПВО от ударов американской авиации и крылатых ракет "Томагавк".

=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=

=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
AN ALLEGED SENSATION$
Nezavisimaya Gazeta, October 18, 2002, p. 9
Igor Korotchenko

THE REPORTS OF THE PREPARING SIGNING OF CONTRACT WITH THE UNITED ARAB EMIRATES, WORTH $4 BILLION, IS MOST LIKELY NOT CORRESPONDING WITH REALITY.

BODY: Having considerable financial resources, countries of the Middle East are among steady purchasers of arms. Therefore, any rules have always been absent in the competitive struggle for this market and the struggle has been especially fierce. The presence of Western manufacturers of military hardware, with the domination of companies from France, the UK, and the US is explicit. Over the past few years, Russia has begun supplies of its arms in the region, too. In additional to the traditional partners, such as Syria, Yemen, and Iran, in the 1990's Moscow's area of arms exports have expanded due to supplies of some sorts of military hardware to Kuwait and United Arab Emirates. Each of these contracts (the supplies of Smerch missile air defense systems, BMP-3 combat infantry vehicles and Pantsir-S1 missile-cannon complexes) was performed in small amounts and required thorough, painstaking work and was prepared for a few years. Therefore, the recent media reports of the upcoming signing of a contract with the United Arab Emirates (UAE), worth $4 billion, for the creation of a complex deeply situated air defense system in this country, with a prototype of S-500 air defense missile systems being the fundament of it, have produced a real sensation in Russia and abroad. As is asserted, the system is supposed to unite sets of fire and radar means, control systems, communication and reconnaissance systems, and electronic warfare systems. Almaz-Antei Concern, formed of late, is announced as the main performer of the contract.

Silence of the officials responsible for the military-technical cooperation has become the answer to a wave of reports. This practice is commonly used in similar cases, since any official comments before the contract is signed (sometimes even after a contract is signed) are regarded inadmissible. In the meantime, the whole story has several noticeable aspects.

The UAE is a small state. Its area is only 83,600 sq km, with the sand desert, having no transport infrastructure, power and water supply sources, making 75% of its territory. It would be very hard or even impossible to deploy any air defense systems there. Therefore, it is only feasible to "make effective" $734 million allotted for the development work and the follow-up delivery of 50 Pantsir-S1 missile-cannon complexes by 2005 as the deadline. This would be sufficient, since the UAE, which is only having territorial dispute with Iran apropos of a few islands in the Persian Gulf, doesn't seem to be preparing for a global war. Thus, the performance specifications of S-400 complexes, and moreover S-500 complexes, would be excessive for this very small state. However, the rich have their own freaks and, annually acquiring billions of dollars from oil exportation, the UAE can afford implementation of any military-technical projects.

What could have sparked a series of sensational media reports of the biggest contract in the history of the Russian system of military-technical cooperation? On the whole, four versions seem to be possible.

Misinformation is the first one. Moscow has decided to exert precisely computed psychological pressure on the US on the threshold of the force action for the dethroning of Saddam Hussein's regime the Pentagon is planning. It is well known how passionately the Americans react to supplies of that class of Russian arms to key points of the planet. Suffice it to recall the epic with the sale of S-300PMU air defense missile complexes to Cyprus. While a compromise was searched for, the matter almost came as far as an armed conflict between Turkey and Greece.

An opportunity for the UAE's acquisition of ultra-up-to-date "long-range" air defense systems on the basis of a prototype of S-500 complexes, able to control the air space above the half of the Persian Gulf would make the US switch its attention to studying all aspects of the problem specified. It is also very hard to invent a more complicated situation for the Russian military-industrial complex: against the background of crippling air strikes on Iraq, one of the leading countries in the region all of a sudden signs a contract for the purchase of air defense systems with Russia. Nobody wants to fall as a potential victim and other moderate Arab states might follow the example of the UAE.

The second version implies a targeted attempt to frustrate an actually prepared contract for the delivery of air defense systems produced by Almaz to the UAE. Sheikh Zayed bin Sultan's response to the disclosure of confidential details of the agreement, which is being prepared for signing is easily imaginable. If so, the only thing left is to find out who had initiated this affair.

The third version has it that an action of discrediting the Antei-Almaz Concern, allegedly disseminating information which is untrue (if the contract with the UAE doesn't exist) or "a blurting out" apropos of the real pre-contract agreements, is underway. No matter what the outcome is, it is clear that the concern will have to wait a long time until the acquisition of a license for independent export transactions, which is the goal of the people who possibly would pay for these leaks.

Finally, the fourth version suggests that a trivial error on the part of the journalists, who had wrongly interpreted the separate facts and drawn such sensational conclusions has indeed occurred. More likely, Libya and Iran, which have been reckoned among the "axis of evil," and are aiming at the creation of a reliable air defenses shield against strikes of the US aviation and Tomahawk cruise missiles, could be the customers, rather than the UAE.

Thus, the reports of the prepared signing of contract with the UAE, worth $4 billion, is more likely not corresponding with reality.