От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Лис Ответить по почте
Дата 21.10.2002 08:56:47 Найти в дереве
Рубрики Танки; Армия; Локальные конфликты; Артиллерия; Версия для печати

Re: А какая

>... 34-ка из Перми! Это чтойтоть у нее с пушкой? Сильно похоже на 85мм! Это эксперименталка какая, или просто при постановке памятника просто воткнули первый попавшийся ствол? Кто прояснить может?

Версий много. ;с)


======================================
ПЕРМСКИЙ Т-34 ОКАЗАЛСЯ ЗАГАДКОЙ ДЛЯ ЗНАТОКОВ
Танки на постаментах стоят повсюду. Но наш - уникален

Тридцать второй год возвышается у Дома офицеров танк - памятник Уральскому Добровольческому танковому корпусу. Гуляющие мамаши подсаживают на броню своих карапузов, мимо спешит озабоченный люд... Танк как танк. И только знатока могут поразить его совершенно уникальные конструктивные особенности.


Догадываются ли авторы монумента, какой редкий образец танка они сохранили? . Во-первых, большинство установленных в различных городах и весях "тридцатьчетверок" выпуска конца войны или вообще послевоенные, так что в боях просто не могли принимать участия. Здесь же - настоящий фронтовой танк Т-34-76, выпускавшийся до конца 1943 года. К тому же башня танка очень редкого типа, т.н. "челябинская улучшеннная". Считается, что из 55 тысяч танков Т-34 военных лет таких произведено всего 760 штук. Но самое главное - из башни торчит совсем не свойственное для нее длинноствольное орудие!
По внешним приметам и размерам этот ствол точно совпадает с 85-миллиметровой пушкой ЗИС-С-53 образца 1944 года - такие ставились на танки типа Т-34-85. Что это - малоизвестный факт истории танкостроения? Когда на базе "тридцатьчетверок" появились уралмашевские самоходки с длинноствольными пушками калибра 85-мм, у них из-за смещения нагрузки вперед пришлось усилить подвеску передних катков. И что же - у нашего танка точно такая же усиленная подвеска!

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ:
СПЕЦИАЛЬНЫЙ "ОБРАЗЕЦ 1963 ГОДА"

Официальные лица утверждают, что до того, как въехать (своим ходом!) в марте 1963 года на постамент, танк исправно служил в одной из частей пермского гарнизона. Но есть вероятность, что все это не более чем легенда - каких-либо актов на этот счет не сохранилось.
Не исключено, что пестротой своего облика танк обязан привезенным на переплавку различным "тридцатьчетверкам", из которых его и слепили к торжественному моменту.
В настоящий момент двигателя в танке нет. Впрочем, у многих танков-памятников дизельснимали уже после водружения на пьедестал. К тому же старательные сварные швы на всем, что могло открываться и двигаться, как и обстоятельно сделанная на стволе дата "1963", весьма контрастируют с грубой, явно фронтовой технологической сваркой всего танка.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ:
ЖЕРТВА БОЛЬШОГО РЕМОНТА

Каждый из 100 тысяч выпущенных промышленностью в войну танков и самоходок прожил от трех до пяти "жизней", пройдя через танкоремонтные заводы и базы. За годы войны, было отремонтировано 429 тысяч танков!
Есть в нашем танке много намеков на его "танкоремонтное" прошлое. Например, корпус, соединенный бортами в "шип-паз", как на сталинградских танках выпуска 1941-1942 годов. Только на танкоремонтном заводе на такой корпус могла попасть башня, выпущенная годом позже. Там же вполне могли установить еще более позднюю пушку и усилить подвеску.
Версия с "модернизацией" весьма правдоподобна. Остается неясным вопрос: во время войны это произошло или после, участвовал ли танк в бою или прослужил в тылу в качестве учебного?

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ:
ПРО ЛАВРЕНТИЯ БЕРИЮ

Ни для кого уже не секрет, что при Сталине метод "скоростного проектирования" самой передовой военной техники осуществлялся повсеместно и довольно простым способом. Собирали наших выдающихся конструкторов в тюрьму при.каком-нибудь заводе, называли все это "центральным" или "особым" конструкторским бюро, а генерал НКВД назначался над всеми "главным конструктором".
Все побывали "зеками" - авиаконструкторы Туполев, Поликарпов, Петляков, ракетостроитель Королев, танковый гений Астров... И легенда Мотовилихи - Цирульников почти всю войну ходил к конструкторскому столу под конвоем.
Когда после появления у немцев "Тигров" и "пантер" срочно потребовалось перевооружить Т-34 новой дальнобойной пушкой, появились два образца - один конструктора Грабина, который под индексом ЗИС-С-53 и был принят в 1944 году на вооружение, а другой вышел из недр безликого "артиллерийского завода" с симптоматичным обозначением ЛБ-85 ("Лаврентий Берия").
Из мемуаров известно, что челябинские танкостроители с главным конструктором Котиным терпеть не могли Грабина, но плотно сотрудничали с мотовилихи некими пушкарями. По логике закулисных взаимоотношений, пушка ЛБ-85 должна была испытываться исключительно в "челябинской" башне.
Что же получается? Башня у нашего танка-памятника как раз "челябинская". Орудий с индексом "ЛБ" было немало создано в печально известном пермском ОКБ-172, где работал Цирульников. Уж не является ли наш экспонат чудом сохранившимся экспериментальным образцом эпохи зловещего "друга советских конструкторов"?
Перейти от версий к фактам можно только с помощью тех пермяков, которые что-то знают, пусть самую малость, про этот танк до 1963 года, про "тюремное" ОКБ-172 и про пушку ЛБ-85. Но и сейчас ясно, что пермский Т-34, возможно, один на всю Россию. Судя по многочисленным "шрамам" на броне, весьма запутанны" и непростым был его путь на пьедестал...

Сергей КОЛОСОВ, инженер.

Слева вверху:
классический Т-34/76;
справа вверху:
классический Т-34/85;
а вот что внизу слева?

ТАНКОМАСТЕР №4-94