|
От
|
Marat
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
21.10.2002 23:49:42
|
|
Рубрики
|
Современность; Армия;
|
|
Гособоронзаказ - мнение
Здравствуйте!
++++++++
"ВПК России в 2001 г."
ТС-ВПК
"...Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику. Статьи федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, имеют статус защищенных статей расходов федерального бюджета.
Стоит, однако, заметить, что, во-первых, на долю гособоронзаказа в общем объеме производства товарной продукции предприятиями ВПК приходятся довольно незначительные величины – например в 2001 г. Доля оборонного заказа составляла всего 17,6% от объема промышленного производства ВПК России, что составляло в два раза меньшие цифры, чем экспорт военной продукции за рубеж – 35,2%.
Во-вторых, уровень финансирования гособоронзаказа государством оставлял желать лучшего – на протяжении 1990-х годов государство хронически задерживало на большие сроки оплату уже произведенной продукции и работ и лишь в 1999 и в 2000 гг. смогла, наконец, закрывать свои финансовые обязательства по ГОЗ перед предприятиями фактически на 100% (только по этим двум годам, задолженность по ГОЗ предыдущих лет осталась непогашенной).
Однако в 2001 г. тенденция полного выполнения финансовых обязательств государством по ГОЗ была вновь нарушена – Министерством финансов РФ ежемесячно не выполнялись бюджетные назначения по оплате гособоронзаказа вплоть да августа 2001 г. под предлогом отсутствия многих заключенных договоров у Министерства обороны с предприятиями ВПК. Кроме этого Минфин РФ произвел беспрецедентную операцию: сначала в конце декабря 2001 г. перечислил значительные средства на счета МО РФ (отчитавшись об исполнении расходной части бюджета), а затем в начале января 2002 г. вернул их себе под предлогом окончания финансового года. По экспертным оценкам, эта сумма составляла не менее 5,6 млрд. руб., то есть около 7% всей стоимости ГОЗ на 2001 год. Кроме этого фактическая оплата долгов по ГОЗ 2001 г. и реальное финансирование ГОЗ 2002 г. начались лишь во втором квартале 2002 г.
Учитывая, что к концу 2001 и началу 2002 гг. многие предприятия подписали соглашения о реструктуризации своих долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами с обязательным условием своевременной оплаты текущих платежей, становится очевидным, что данные предприятия оказались фактически в финансовом капкане и на грани банкротства.
Относительно государственных долгов перед предприятиями ВПК по гособоронзаказам 1996-99 гг. (которые оцениваются в 32,5 млрд. рублей) Минфином РФ была предложена схема урегулирования задолженности федерального бюджета в виде выплаты в первой половине 2001 г. исполнителям ГОЗ 50% «живыми деньгами» и 50% облигациями государственных нерыночных займов (с погашением до 01.01.2003 г.). Однако в течении 2001 г. эта работа Минфином РФ не была завершена. На начало декабря 2001 г. размер выверенной задолженности составил 18,5 млрд. рублей, было составлено проектов договоров по урегулирования задолженности в общей сложности на 14,9 млрд. рублей, а было выплачено (в т.ч. гособлигациями) всего 11,4 млрд. рублей, то есть чуть более 35% от общей суммы долга государства. Расчеты по долгам были перенесены на конец 2002 года, на конец которого приходится также погашение гособлигаций на сумму 16,25 млрд. руб. Судя по развивавшейся ситуации возникают реальные сомнения в возможностях государства по выплате денежных средств по облигациям государственных нерыночных займов. Видимо по этим причинам целый ряд предприятий ВПК не принял условия государства по погашению долгов по ГОЗ 1996-99 гг. и продолжил попытки возврата этих долгов в арбитражном порядке. Общая сумма средств, списанных со счетов Минобороны РФ по судебным искам оборонных предприятий в 2001 г. оценивалась в 2 млрд. рублей.
Следует отметить, что существенной особенностью и «важностью» госзаказа для предприятий ОПК РФ является тот факт, что вследствие специфики производимой продукции и государственной политики в военно-технической области свободный рынок военно-промышленных товаров внутри страны фактически отсутствует, а единственным покупателем продукции военного назначения является государство. Поэтому отсутствие финансовой поддержки и нормального финансирования федеральной программы закупки вооружений и гособоронзаказа ведет либо к банкротству предприятий ВПК, либо к полной переориентации предприятий на внешний экспорт и ограничению предприятиями ВПК своего участия в ГОЗ (в этом смысле очень характерно заявление генерального директора РАСУ: «Предприятия РАСУ не могут позволить себе иметь объем ГОЗ, превышающий 30% от общего объема производства. В противном случае, при сложившейся практике оплаты ГОЗ, их финансовое положение будет всегда нестабильно»)..
++++++++++
Нда... дела... Как щас помню слова алмазовского гендиректора на МАКС 1997 г . - "мы счастливы когда получаем ГОЗ и всегда активно стремимся увеличить его долю в производстве"
C уважением, Марат