От PQ Ответить на сообщение
К All
Дата 10.11.2002 18:11:56 Найти в дереве
Рубрики WWII; Байки; Версия для печати

Фронтовой угонщик...

Автолюбитель с 60-летним стажем Марат Егоров свой первый экзамен по вождению "сдавал" экипажу немецкой самоходки, увертываясь от ее снарядов на трофейном грузовике "Рено" с полным кузовом мин.

Дело в том, что Марат Федорович -- водитель с почти шестидесятилетним стажем. И первой машиной, за руль которой он сел, была иномарка -- грузовик "Рено". Кстати, вождение гвардии старший сержант Егоров "сдавал" экстерном, без какой-либо подготовки прямо на пересеченной местности, на нейтральной полосе. А "экзамен" у фронтового разведчика "принимал" экипаж немецкой самоходки, которая гналась за грузовиком, пытаясь своими пушечными выстрелами "подбодрить" дерзкого русского шофера-любителя. Егоров выделывал такие заячьи петли, уклоняясь от искусственных препятствий -- воронок, что иной автогонщик-экстремал позавидовал бы. В итоге гвардии старшему сержанту надоела эта игра в кошки-мышки и он вывел САУ с фашистами на позиции наших противотанкистов. В итоге "экзаменаторы", превысившие свои полномочия, получили по заслугам, а оценку лихому водителю выставило уже командование 100-го гвардейского стрелкового полка, представив шофера-самоучку к боевой награде (за этот и еще один похожий эпизод).

Это было 18 марта 1944 года. Под напором полка противник отступал и в панике бросил на нейтральной полосе автомобиль "Рено", груженный минометными минами. Заметив это, Марат Егоров короткими перебежками добрался до машины, заскочил в кабину и произвел "автоугон". Причем до этого он ни разу не водил колесную технику. Да и разобраться что к чему, было трудно, особенно когда САУ начала вести по нему прицельный огонь. Необычным оказалось и то, что рычаг переключения скоростей у "реношного" грузовика оказался на рулевой колонке (подобным образом он располагался в советских "Волгах-21"). До сих пор Марат Федорович удивляется собственным способностям. Как тронулся с места, как гнал машину на приличной скорости, как выдержал такой головокружительный "трак-триал", как ушел от смертельного преследования и остался жив -- одному Богу известно. Ведь если бы снаряд самоходки попал в кузов с минами -- и следов бы рискового разведчика не осталось...

Необычный "конфискат" оказался очень кстати. Автотехники в полку не хватало да и трофейные немецкие мины пригодились: полетели из советских минометов обратно к своим прежним хозяевам. Фашистские боеприпасы имели диаметр 81 миллиметр, а советские орудия на один миллиметр больше. Чтобы использовать трофеи, номера расчета одевали на стабилизатор мины дополнительные матерчатые кольца с пороховыми зарядами и затем давали прикурить противнику...

...В фронтовой биографии Марата Егорова был еще один необычный "автоугон", не менее, а может быть, даже более дерзкий. И произошел он ровно через три дня после первого (новоявленный шофер вошел во вкус). Уже с передовой линии противника гвардии старший сержант доставил в расположение полка вражеский тягач-вездеход в "комплекте" с двумя немецкими солдатами. Наш герой застал их своим "хэнде хохом" врасплох. Рявкнул так, что у тех руки сами собой поднялись вверх и начисто пропало желание оказывать сопротивление. Подобной дерзости от русских на чужой территории они не ожидали. А бравый гвардеец Марат Егоров под дулом автомата "упаковал" фрицев в тягач и приказал доставить его с ветерком к штабу 100-го гвардейского стрелкового полка. Немецкий язык Марат знал неплохо, "дети" вермахта вели себя послушно и по дороге домой они даже вполне миролюбиво разговорились. Оказалось, что за рычагами вездехода сидел офицер-штрафник, сын известного немецкого машиностроительного магната. Заботливый папаша устроил своего любимого, но разбитного отрока "воевать" в Париже (все чаще с дамскими юбками). Там офицер-гуляка жил на широкую ногу, кутил с дружками в злачных местах до одури. В итоге как-то раз, будучи изрядно под шофе, он поспорил с сослуживцем, что въедет в парижский ресторан на танке... И въехал.

...Разразился скандал, о случившемся тотчас доложили высшему командованию. Не долго думая, с горе-спорщика сорвали офицерские погоны и отправили на восточный фронт. Единственное, что для сына смог сделать отец, -- "посадил" его не за рычаги танка (который может быть подбит в бою), а на место механика-водителя тягача. К тому же магнат в письмах посоветовал родной кровинке: "Если ты каким-то образом столкнешься с русскими -- сразу подымай руки и сдавайся. Новую жизнь я тебе купить не смогу." Папаша как в воду смотрел. Его худшие опасения вскоре сбылись.

Немец механик-водитель был уже морально готов к подобной ситуации и как-то бесшабашно, чуть ли не по-дружески болтал со своим пленителем. Тем временем вездеход, кстати, груженный аппаратурой связи, приближался к расположению советских войск и в конце концов успешно добрался до пункта назначения.

Вот такие дерзкие, рискованные фронтовые угоны совершил Марат Федорович в марте 1944-го. За два этих боевых эпизода он был награжден орденом Красной Звезды. К сожалению, ему неизвестна судьба того немца -- завсегдатая парижских ресторанов. Конечно, если бы он выжил, их встреча сегодня была бы очень интересной. И кто знает, может, она еще состоится, ведь Марат Егоров часто бывает в Германии по делам своей благотворительной организации.

Кстати, в одну из таких поездок глава Белорусского фонда мира попал в неординарную ситуацию. И "виной" тому стал его большой водительский стаж и поразительный авантюризм белорусского сотоварища по зарубежному вояжу. Тот купил в Германии автомобиль. А когда пришло время возвращаться в Минск, счастливый обладатель иномарки заявил, что у него нет водительских прав и "почетную" миссию перегона машины он "доверяет" старейшему автолюбителю Марату Егорову.

Такой вот "сюрприз" заготовил коллега фронтовому угонщику, которому на тот момент уже было далеко за семьдесят. Марат Федорович "культурно почертыхался", побурчал, но товарища не бросил -- пересек Германию, Польшу и пол-Беларуси за рулем иномарки. Вот что такое закалка военных лет, выдержка по-егоровски и умение прощать экспромты друзей. И конечно же, не случайно Марату Федоровичу Егорову доверен штурвал Белорусского фонда мира.

Илья ЧАЙКА.
http://www.mod.mil.by/newspaper/157_2.html