От Владислав Ответить на сообщение
К DmitryO Ответить по почте
Дата 13.11.2002 03:40:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; 1917-1939; Версия для печати

Re: Чуть не...

Приветствую!

>>там полно любителей считать сборочные мастерские авиазаводами. Там вас поймут.
>
>Смотрим Шаврова - на 1917 на 5 (из 6) предприятиях - 1872 рабочих. Примерно 400 рабочих на завод. По нынешним меркам - вполне среднее предприятие. ИМХО, там не только сборка.

Небольшая справка. Перед самой войной русское военное ведомство купило лицензию на производство ротативных моторов “Гном” в 50 и 80 л.с. из деталей, изготовляемых во Франции. Производство велось на московском заводе акционерного общества “Гном и “Рон”, весь инженерный персонал которого состоял из иностранцев (что в конце 1916 года вынудило правительство отказаться от идеи покупки завода в казну). С начала 1916 года здесь производились моторы “Гном-Моносупап” и “Рон” мощностью 100—110 л.с.(40 моторов в месяц на начало 1917 года). Такие же двигатели выпускались и на заводе товарищества “Мотор”, эвакуированном в Москву из Риги (20 моторов в месяц).

С середины 1916 года в Москве на предприятии французской фирмы “Сальмсон” началось производство двигателей того же названия мощностью 130—160 л.с. Здесь выпускалось свыше 50 моторов в месяц. В конце года петроградский завод “Русский Рено” начал выпуск моторов жидкостного охлаждения “Рено” мощностью по 220 л.с., – по 10 моторов в месяц.

В 1916—1917 году петроградский завод “Дека” освоил выпуск моторов “Мерседес” в 130 и 170 л.с. С начала 1917 года московские мастерские П.Ильина выпускали 8-цилиндровые 200-сильные двигатели “Санбим”. Тогда же Русско-Балтийский вагонный завод начал производство 166-сильных моторов РБЗ-6 (“Аргус”) – первого авиадвигателя, спроектированного в России. Но производство двигателей на каждом из трех последних предприятий составляло всего лишь по 10 моторов в месяц.

Таким образом, к началу 1917 года в России за месяц изготовлялось около 150 авиамоторов, однако лишь с осени 1916 вышеупомянутые фирмы начали изготовлять моторы исключительно из русских материалов. До этого значительное количество деталей тоже завозилось из-за границы, собственное же производство шарикоподшипников и некоторых других высокотехнологичных деталей наладить так и не удалось.

Источники -- Шавров и Дузь (2-я часть). Если кто-нибудь сможет поправить или дать уточнения -- буду очень благодарен.

И для сравнения -- за 1917 год во Франции было произведено 23 000 авиамоторов (чуть меньше 2000 в месяц), в Англии – 11 500 моторов (чуть менее 1000 в месяц).

>И еще 2 пропеллерных (наверное они тоже относятся к авиамоторной отрасли)- 385 рабочих.

Это не заводы, а столярные мастерские.

С уважением

Владислав