Про Ленд-лиз в учебнике есть достаточно много. И в сравнении с собственным производством тоже.
Вот что у меня написано про ленд-лиз (то, что между звездочками * находится, должно быть в виде врезок, а не в основном тексте)
Лилия
На Московской конференции 29 сентября-1 октября 1941 года было принято соглашение по ленд-лизу - о поставках Советскому Союзу значительного количества вооружения и стратегических материалов. Поставки начинались с 1 октября 1941 г. и продолжались согласно договору 9 месяцев. В свою очередь СССР взял обязательства поставить своим западным партнерам сырье для военного производства. Также правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов. Из общих поставок США по ленд-лизу на Советский Союз, принявшему всю мощь удара нацистской Германии, приходилось около 20%, на Великобританию – более 60% от всех поставок. Американскую помощь получили также Франция, Китай и Латиноамериканские страны. Полностью поставки по ленд-лизу Советский Союз так никогда и не получил.
Поставки снаряжения и материалов во время войны из США по «ленд-лизу» составили около 4% использованных СССР в войне объемов. Они, однако были большой подмогой в самые критические моменты - и не столько в форме готовой техники, как особо важными материалами и компонентами (по некоторым из них доля поставок из США достигала 20-30% расхода).
*Графическая иллюстрация обещанных и фактических поставок вооржения по ленд-лизу
Так, из 800 самолетов и 1000 танков, которые Англия должна была поставить в Советский Союз за Октябрь - декабрь 1941 г., фактически было доставлено 669 самолетов и 487 танков. США обязались поставить с октября 1941 по 30 июня 1942 г. 1800 самолетов, 2250 танков, 85 тыс. грузовых автомашин. Фактически же Советский Союз получил из США за это время 545 самолетов, 783 танка, 16 502 грузовые машины. *
Поставки по ленд-лизу из США через Англию шли в Мурманский порт. Первоначльно потери конвоев были незначительны, однако Гитлер перебросил в северные районы дополнительные силы. Активизировался подводный немецкий флот, а также авиация. Одним из первых успехов гитлеровского подводного флота было потопление в августе 1942 г. английского крейсера «Эдинбург», возвращавшегося из Мурманска с грузом советского золота в оплату поставок по ленд-лизу.
*Мурманск, единственный незамерзающий северный порт, был важной целью для немецких бомбежек.
Трудные условия в Мурманске видны из приведенной ниже «Выдержки из Аналитической записки к отчету о работе Инженерного управления НКВТ СССР в г.Мурманске за период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.»:
Мурманский торговый порт представляет собой пять самостоятельных районов, которые расположены по берегу Кольского залива на протяжении 10 километров и находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Первый пароход "Декабрист" с грузами Инженерного Управления НКВТ в Мурманский торговый порт прибыл 20 декабря 1941 г.
Начиная с января 1942 г. в Мурманск стали регулярно приходить караваны в составе от 8 до 13 судов...
Первые прибывшие караваны обрабатывались в очень тяжелых условиях...Рабочей силы и подъемных механизмов было недостаточно, большинство кранов требовало ремонта, вследствие плохого состояния их подъемная мощность была ниже нормальной от 30 до 60%.
В среднем в сутки на разгрузке пароходов было занято до 2500 человек.
Значительное количество рабочей силы отнимали восстановительные работы.
После каждого налета вражеской авиации сотни метров путей оказывались разрушенными, причалы тоже получали повреждения.
С тем чтобы не нарушать разгрузку кораблей, разрушения путей и причалов необходимо было немедленно восстанавливать.
Указанные работы почти ежедневно отрывали от разгрузочных работ от 100 до 300 человек. ...
Март-июль месяцы 1942 г. были самыми трудным периодом в работе, налетами вражеской авиации основная часть города и порта оказались разрушенными, все служебные помещения порта были уничтожены, из крытых складов остался только один #47, который тоже был сильно поврежден.
Город подвергался ежедневным массированным налетам, число которых в отдельные сутки доходило до 20.
Линия фронта проходила от города и железной дороги на отдельных участках в 15-20 километрах. ...
Без сна и пищи по нескольку суток, под угрозой смерти коллектив Инженерного Управления выполнял свой долг перед Родиной, принимая импортное вооружение и отправляя его фронту. *
Значительная часть военной техники и грузов поставлялась в СССР более безопасными путями — через Аляску, Сибирь и Дальний Восток, а так же через Иран. В Иран в разобранном виде на кораблях доставлялись самолеты и машины. Часть техники собиралась тутже в Иране, часть перевозилась для сборки в Советский Союз – на Горьковском и московских заводах. Через Иран «южным путем» СССР получил две трети ленд-лизовских автомобилей. Этот путь потерял значение лишь к концу войны, с удалением фронта от границ СССР.
Советский Союз получал из США, Англии и Канады стрелковое и артеллирийское оружие (0,75% и 1,8% от использованного за годы войны Советским Союзом). Несмотря на незначительность поставок, они оказались в СССР в самый тяжелый начальнй период войны, когда воинские части остро нуждались в оружии. Всего за годы Второй Мировой войны СССР получил по ленд-лизу ок. 20 000 единиц бронетанковой техники, что составляло от нашего производства около 16% танков, 12% САУ и 100% бронетранспортеров, а также грузовики, джипы и шины для них, военные судна, радиолокационную технику, боевые и транспортные самолеты.
*Интересным фактом в поставках кораблей нашей стране является то, что самый крупный военный корабль во время войны был получен СССР не от союзников, а от самой Германии. В мае 1940 г. в Ленинград прибыл проданный Советскому Союзу недостроенный тяжелый крейсер водоизмещением 19 тыс. тонн, получивший название «Петропавловск». Уже в достроенном виде, немцы собирались захватить корабль вместе со всем Балтийским флотом при взятии Ленинграда. *
Существенными были поставки США, Великобританией и Канадой авиационного бензина и бензиновых фракций. Поставленный по ленд-лизу авиабензин составил почти 47% от советского производства в годы войны. Кроме того, США построили в СССР крупные нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Гурьевске, Орске и Красноводске, что резко увеличило переработку отечественных нефтепродуктов. Значительными также были поставки в СССР железнодорожных рельсов и магистральных паровозов. В 1943-45 гг. отечественное сельское хозяйство было неспособно прокормить многомиллионную армию, поэтому важное значение имели поставки продовольствия союзниками, в частности зерна и консервов.
*За время войны США, Великобритания и другие страны получали встречный ленд-лизинг – Советский Союз поставлял им станки, зенитные пушки, амуницию, оборудование для военных заводов, драгоценые металлы, сырье, марганец, хром и платину. Военные долги по ленд-лизу СССР выплачивал до 1973 г, и все равно остался должен более 600 млн. долларов. *