>Поставки начинались с 1 октября 1941 г. и продолжались согласно договору 9 месяцев.
В рамках ленд-лиза это так. Но заключению договора о ленд-лизе предшествовали американские поставки в рамках 60-миллионного кредита, предоставленного правительством США. За период до 30 сентября СССР получил 166200 "длинных" тонн грузов, 130 тысяч тонн из которых составляли нефтепродукты.
>Поставки снаряжения и материалов во время войны из США по «ленд-лизу» составили около 4% использованных СССР в войне объемов.
Эта цифра была опубликована в работе Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" 1948 г. Вознесенский привел расчет в ценовом выражении - то есть стоимость полученных по ленд-лизу техники, оборудования, сырья и материалов составили около 4% от общих расходов СССР на ведение войны. Подобный расчет не является корректным по двум причинам:
1. В расходы СССР Вознесенский включил и потери советской экономики, вызванные войной. Получается явная несуразица - чем сильнее разрушения, нанесенные Советскому Союзу войной, тем меньше оказывается вклад ленд-лиза.
2. Вознесенский учел стоимости "в лоб", обойдя стороной тот факт, что обеспечение собственного производства тех самых полученных по ленд-лизу "четырех процентов" обошлось бы Советскоум Союзу намного дороже (а кое-где было би вовсе неподъемным).
Как следствие, предлагаю формулировку о четырех процентах исключить.
>Так, из 800 самолетов и 1000 танков, которые Англия должна была поставить в Советский Союз за Октябрь - декабрь 1941 г., фактически было доставлено 669 самолетов и 487 танков. США обязались поставить с октября 1941 по 30 июня 1942 г. 1800 самолетов, 2250 танков, 85 тыс. грузовых автомашин. Фактически же Советский Союз получил из США за это время 545 самолетов, 783 танка, 16 502 грузовые машины.
И какова цель представления именно таких данных? Подтолкнуть читателя к выводу "оне нас всю дорогу обжуливали"?
>Значительная часть военной техники и грузов...
Преобладающая часть.
>... поставлялась в СССР более безопасными путями — через Аляску, Сибирь и Дальний Восток, а так же через Иран. В Иран в разобранном виде на кораблях доставлялись самолеты и машины. Часть техники собиралась тутже в Иране, часть перевозилась для сборки в Советский Союз – на Горьковском и московских заводах.
Маленькая пикантная подробность - собранные таким образом (на американском оборудовании и из американских деталей) автомобили учитывались в статистике как "автомобили советского производства".
>Существенными были поставки США, Великобританией и Канадой авиационного бензина и бензиновых фракций. Поставленный по ленд-лизу авиабензин составил почти 47% от советского производства в годы войны. Кроме того, США построили в СССР крупные нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Гурьевске, Орске и Красноводске, что резко увеличило переработку отечественных нефтепродуктов. Значительными также были поставки в СССР железнодорожных рельсов и магистральных паровозов. В 1943-45 гг. отечественное сельское хозяйство было неспособно прокормить многомиллионную армию, поэтому важное значение имели поставки продовольствия союзниками, в частности зерна и консервов.
СССР получил от союзников более 120 тысяч тонн порохов (при собственном производстве порядка 360 тысяч), а удельный вес использованных импортных порохов в советском пороховом производстве составил в 1944 г. 40%. По определенным компонентам порохового производства наши нужды на все сто процентов покрывались импортом.
>За время войны США, Великобритания и другие страны получали встречный ленд-лизинг – Советский Союз поставлял им станки,...
???
>... зенитные пушки, ...
?!?!?!
>... амуницию, оборудование для военных заводов,...