18.11.2002 00:17
ЖЕЛАНИЕ КИЕВА ПРОДАТЬ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР «УКРАИНА» КИТАЮ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ ВАШИНГТОНА
Президент Украины продолжает своей официальный визит в Китай. На фоне оптимистических заявлений довести товарооборот между двумя странами до $1 млрд., крайне интересен и нюанс, связанный и с желанием Киева продать в Китай ракетный крейсер «Украина». Как заявил Леонид Кучма, по сходной цене. Но реализация этого перспективного контракта может быть усложнена рядом международно-политических неоднозначностей.
Экспортную стоимость "Украины" оценивают по-разному - от $100 млн. до $1 млрд. Разброс объясняется тем, что корабли такого класса до сих пор ни разу не продавались. По своим противокорабельным возможностям проект 1164 не имеет равных в дальнем зарубежье. Такие корабли, правда, есть у россиян - "Москва" (ЧФ), "Варяг" (ТОФ) и "Маршал Устинов" (СФ). Главная изюминка проекта - мощное противокорабельное вооружение. И это - его же ахиллесова пята, когда речь идет о возможностях экспорта «Украины».
Ракетный крейсер «Украина» разрабатывался под оснащение комплексом П-500 "Базальт" с шестнадцатью противокорабельными ракетами. Собственником всех ноу-хау этого оружия является Россия. Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), который соблюдают и Москва, и Киев, запрещает торговать оружием с дальностью стрельбы свыше 300 км (у "Базальта" - 550 км). Поставки «Базальта" Китаю возможны лишь на основе политического решения руководителей Украины и России. Сам же Китай заинтересован в том, чтобы стать обладателем этих ракет. Можно предположить, что это связано с нынешними слабыми возможностями китайского флота противостоять авианосным многоцелевым группировкам США, если Вашингтон решит вмешаться в теоретически возможный конфликт КНР с Тайванем. Вашингтон, скорее всего, будет против ракетно-крейсерского контракта между Украиной и Китаем. Одним из возможных выходов из ситуации является замена комплекса "Базальт" на "Яхонт" или "Клаб-N", которые вписываются в режим РКРТ и имеют меньшую дальность стрельбы. Правда, согласится ли на это Китай?
Но не слишком ли много внимания для «Базальта» ? Главный конструктор проектов Казенного исследовательского проектного центра кораблестроения Украины (КИПЦК) Сергей Кривко, детализируя возможности «Базальта», в частности, пояснил Defense Express, что этот оружейный комплекс создавался в период с 1963 по 1973 год для борьбы с крупными надводными кораблями или авианосными ударными группам путем нанесения ракетно-ядерного удара. Специфика применения ракет типа «Базальт» в неядерном снаряжении требует более надежного и постоянного загоризонтного целеуказания. В рамках СССР решение этой задачи обеспечивалось целым комплексом мероприятий: развитой системой космической и авиационной разведки и передачи данных, наличием на борту кораблей специальных вертолетов целеуказания. Кроме того, ракета комплекса «Базальт», массой и размерами не уступающая истребителю МиГ-17, имеет достаточно высокую траекторию полета к цели - до 3 км и более - легко обнаруживается современными корабельными РЛС на дистанции свыше 150 км и более, что позволяет корабельной ПВО противника принять соответствующие меры. А, учитывая постоянное и эффективное воздушное прикрытие надводных кораблей потенциального противника, то и сбить ее на дальней дистанции.
Кстати, эти первые неприятные для руководства ВМФ СССР выводы, были сделаны еще в конце 70-х годов, после принятия на вооружение ВМС США палубных самолетов радиолокационного дозора типа «Хокай» и истребителей F-14 «Томкэт» с ракетами «Феникс». Точку в этом споре поставила боевая система вооружения ВМС США «Иджис». Расчеты, выполненные специалистами гражданских и военных НИИ, убедительно доказывали, что возможности эшелонированной ПВО авианосной ударной группы ВМС США таковы, что даже при массированном одновременном применении тяжелых крылатых ракет типа «Базальт» или аналогов, т.е. свыше 50 ракет в наряде сил, запускаемых одновременно с надводных кораблей, самолетов и с берега, ни одной из них не удавалось достичь желаемой цели. Контрольные испытания с реальными залповыми пусками имитаторов тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет, проведенные в США в Карибском море в 90-м году, только подтвердили расчеты отечественных специалистов. Так наступила эра нового поколения противокорабельного оружия. Но это уже не повлияло на запущенный механизм строительства серии крейсеров. Нововведения было приказано внедрять только с кораблей новых проектов. Но новых проектов у Союза уже не было…
Сергей Згурец, Defense Express
НАША СПРАВКА
Крейсер «Украина» был заложен под именем "Адмирал флота Лобов" по заказу ВМФ СССР как четвертый корабль проекта 1164 ("Атлант"). Первого августа 1990 г. состоялся спуск крейсера на воду, в октябре 1993 г. он, после отказа Москвы закупить корабль для своего флота, перешел под украинский флаг, имея готовность 75%. В 1998 г. крейсер получил свое теперешнее имя. Достройка была приостановлена в 1996 г. и возобновилась в марте 1999 г. Сдача ВМСУ первоначально планировалась на 2000 г., потом - на 2001 г. Теперь ракетный крейсер "Украина" доведен до готовности 95,1%, однако средств для завершения работ нет. Минобороны уже задолжало предприятию 56 млн. гривен (свыше 10 млн. долл.), на достройку требуется еще порядка 60 млн. Многолетний простой корабля у достроечной стенки завода дорого обходится судостроителям и мешает выполнять коммерческие заказы. Командующий ВМС Украины, раннее поддерживающий достройку крейсера для национального военного флота, недавно заявил, что «Украина» не вписывается в морскую доктрину государства.