Перечень стрелкового оружия состоящего на вооружение МВД РФ
Черенков Д.В.
(ГУ НПО “СтиС” МВД России)
Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему,
состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской
Федерации. Проблемные вопросы
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 “О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации”, ГУ НПО “Специальная техника и связь” МВД России совместно с заинтересованными службами Министерства разработало нормативно-правовой акт, устанавливающий номенклатуру видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, разрешенных к использованию органами внутренних дел Российской Федерации, который был согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и утвержден Правительством Российской Федерации.
В новый Перечень оружия и боеприпасов, разрешенных к использованию органами внутренних дел Российской Федерации вошли, как образцы стрелкового вооружения, ранее состоявшие на вооружении ОВД МВД России, так и вновь принятые на вооружение.
Из 214 моделей, видов и типов стрелково-гранатометного вооружения, 89 приняты вновь. В первую очередь это касается личного и индивидуального оружия, и патронов к ему.
Ряд моделей оружия и видов патронов, вновь принятых на вооружение ОВД МВД России, являются модернизированными образцами уже состоящих на вооружении образцов. К примеру, автоматы Калашникова 100 – ой серии, модернизированные варианты пистолета-пулемета “Бизон-2” и снайперских винтовок СВД, МЦ-116 и В-94.
Некоторые модели оружия, указанные в данном перечне являются устаревшими образцами. Они используются в МВД России при проведении учебно-практических занятий, предоставляются в аренду ведомственной охране, находятся на складском хранении, на случай военного времени, или переданы в подразделения для проведения опытной эксплуатации. Указание данных образцов в Перечне является в большей мере юридическим фактом, благодаря которому подтверждается законность применения данных видов вооружения в ОВД МВД России.
В тоже время в данный перечень вошли и совершенно новые образцы стрелкового оружия. К примеру, ГШ-18, КС-23К, АН-94 “Абакан”, 6П41 “Печенег” и т. д.. Эти образцы, по своим тактико-техническим и служебно-эксплуатационным характеристикам, существенно превышают штатные модели стрелкового оружия (ПМ, ПСМ, АК, СВД), которые являются основой системы вооружения базы МВД России.
На вооружение МВД России также приняты и некоторые виды вновь разработанных патронов, имеющих технические характеристики, которые с одной стороны существенно повышают эффективность стрелкового вооружения, но при этом ограничивают сферу его применения. К примеру, 5,45, 7,62 и 9 мм бронебойные автоматные, винтовочные и пистолетные патроны СП-10, 7Н14, 7Н21, 7Н22, 7Н23, 7Н24, 7Н25, 7Н26, 7Н31 и 7БТ1 имеют достаточно высокую пробивную способность, что позволяет более эффективно поражать противника, находящегося за укрытием. Однако это увеличивает степень опасности применения данных боеприпасов в условиях населенных пунктов и на специальных объектах. С другой стороны 5,45 мм автоматный патрон ПРС и 9 мм пистолетные патроны ПСО 9х18, ПСО 9х19, СП-7 и СП-11, также вновь принятые на вооружение, имеют конструкцию пули, которая обеспечивает уменьшение пробивного действия и пониженную рикошетирующую способность.
На вооружение приняты новые виды гранатометных выстрелов, как нелетального воздействия (ВДГ-100 и ВДГ-170), так и повышенного могущества (ГО-50 и ГК-50 к комплексу РГС-50 (М)).
Такое разнообразие моделей стрелково-гранатометного вооружения, разрешенного к применению органами внутренних дел МВД России, позволит существенно повысить эффективность борьбы с преступными элементами, и выполнять более широкий спектр специальных задач.
Однако принятие на вооружение ОВД МВД России такого количества разнообразного вооружения влечет за собой ряд проблем.
Существенно увеличилась номенклатура патронов, что должно ужесточить требования к количественному контролю каждого типа патронов, в противном случае это может привести к пересортице и использованию патронов в тактических условиях, не предназначенных для их применения.
Расширение номенклатуры моделей стрелкового оружия, в связи с тем, что часть из них являются специальными, потребует закрепления за одним сотрудником более одного вида оружия. Особенно это будет проявляться в подразделениях специального назначения. Это в свою очередь приведет к увеличению требуемого для учебных занятий, времени. Потребует внесения дополнений и изменений в существующие учебные планы и программы, создания новых учебно-методических и справочных пособий, эксплуатационной документации.
Возникает необходимость в предварительной подготовке преподавательского состава, проводящего учебные занятия на местах.
В настоящее время ГУ НПО “Специальная техника и связь” МВД России занимается подготовкой материалов для учебно-методических и справочных пособий. Проводятся семинары и учебные занятия по повышению квалификации офицерского состава, проводящего учебные по огневой подготовке. Совместно с НПО “Специальных материалов” ведется подготовка учебного пособия по стрелковому вооружению МВД России.
Однако утверждение данного постановления Правительства РФ не решило всех проблем по номенклатуре оружия и регламентированию порядка его использования в МВД России. В соответствии со ст. 5 Федерального закона “Об оружии” “образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации”, таким образом, существует правовая предпосылки для возможности использования в деятельности особых и специальных подразделений МВД России холодного оружия, а именно - боевых ножей. Но законом “О милиции” и нормативными правовыми актами регулирующими деятельность других государственных военизированных организаций данная правовая норма не учитывается и до настоящего времени в МВД, ФСБ, ФПС, Минюсте, ФАПСИ и других силовых ведомствах холодное оружие не состоит на вооружении.
Введение вышеназванного нормативного положения (об аналогах) позволило бы избежать временных потерь на согласование решения о включении аналогов и модернизированных образцов оружия в вышеуказанный Перечень.
Также ГУ НПО “СТиС” МВД России в рамках подготовки проекта нормативно-правовой акта устанавливающего номенклатуру видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, разрешенных к использованию органами внутренних дел Российской Федерации выдвигало предложения о целесообразности решения проблемы опытной эксплуатации образцов боевого стрелкового оружия и боеприпасов к нему в подразделениях МВД России, что позволило бы избежать избыточного количества образцов оружия и боеприпасов разрешенных к использованию органам внутренних дел и более эффективно использовать денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на вооружение МВД России. Но данное предложение было отклонено Аппаратом Правительства РФ.
Однако решение этих проблем возможно при условии консолидации усилий и более четкого взаимодействия всех заинтересованных силовых ведомств.