Император-рыцарь Сын своего отца, Павла Петровича. Мнение положительное
Привет!
С Вашей оценкой согласен. Добавлю, что Николай Павлович пытался "играть по правилам", установленным Венским конгрессом, а Европа по русофобской привычке его "кидала". И в 1829 г. в Адрианополе, когда 30 км до Босфора оставалось, и с Венгрией, и по многим другим вопросам.
Советские школьные учебники литературы навязывали детям мысль, что ВСЕ великие русские писатели той эпохи (Пушкин, Гоголь и т.д.) - чуть ли не р-рэволюционеры были. А они (особенно Гоголь) просто любили Россию. И "Мертвые Души" с "ревизором" и другим повестями Гоголя не что иное, как признание России в любви.
Со строительством первой железной дороги тоже не тк просто, как народ учил "по Некрасову". Дорога СПб-Москва (ну все по ней ездили хотя бы раз) - ПЕРВАЯ в Европе, строившаяся сразу двухпутной. А что прямая как стрела, так это тольок здорово - скорость выше. Дорога Москва -Казань, сооруженная при Александре Втором на лишних поворотах длинне, чем могла бы быть на 200 км.
Флот при Николае Первом стал одним из сильнейших в мире. Глупости старшего брата были ликвидированы. Корабли строились надежно и качественно. Линкоры и фрегаты Служили по 20 - 30 лет. При Екатерине Второй -разваливались после выхода в море. Лишь к концу её царствования более-менее овладели секретами постройки.
Один небольшой минус, ИМХО - следовало раньше, сразу после 1825 года снизить срок слубжбы рекрутов. Лет этак до 10-15.
А что до внутренней политики - ну не могло быть отменено крепостное право раньше,чем это было сделано сыном НИколая Павловича.