От Никита Ответить на сообщение
К Marat Ответить по почте
Дата 26.11.2002 12:07:38 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

"Несогласен" (с) дикий прапор из "ДМБ"

>русская экспансионная политика была (чем не феодальная? :), а аналогичного следствия не было и была большая веротерпимость и меньшая агрессиновтсь церкви

То то и оно, что эта агрессия была совершенно не феодальная - целью российской экспансии не было приобретение земель для конкретных лиц - крупных феодалов (за исключением царя конечно:)). Это делалось государством. Частный интерес тех самых феодалов был сведен ко второстепенной роли. В случае Пруссии, Латвии и Литвы эти интересы очень тесно переплетались. Фактически имели место даже "частные войны" и договоры.


>нельзя отрицать - это если мягко сказать :)
>в моем представление имхо еесно - кардинальное отличие западной и восточной психологий проявляется и в отношении к религии - если у нас вот например религия считалась одним из инструментов государства (сопутсвующая, но не обязательная принадлежность, то есть не доминирующая), то в западной былО наоборот - государства скорее рассматривались как приложения к религии :)

Ну, нет, это папство их так рассматривало:) И ему постоянно напоминали об обратном все остальные:) Но в целом, пожалуй, религия и церковь, действительно играли большую роль. Я бы сказал, что фактическое отделение наднациональной церкви от национального государства на Западе с возникновением института папства, борьба церковного и светского элементов и сыграли немалую роль в формировании т.н. западной культуры. Восточная, православная церковь всегда находилась в более подчиненном положении как в Византии, так и в России.
Термин "нацинальный" можно использовать лишь условно, конечно.

>в этом смысле (опять имхо ессно :) и во вмеаштельства ралигии в дела светские разница между православием и исламом в истории куда меньше былА (ударение на "прошедшее время" :))
>чем между православием и католицизмом
>сравните две основные угрозы для Восточной Европы, Руси и СА 13 века - западное христианство в лице орденов или папств и "чисто светские" монголы :)

К язычеству мой тезис относится в той же мере, как и к православию. В оценках ислама я вынужден быть более осторожным просто из-за незнания организации системы священнослужителей, процедур их назначения и т.д. и т.п.


>>В целом, конечно, Западная культура была (ударение на прошедшем времени)
>
>это как переводить? бЫла или былА? шутка :)

>>более сильна культурным мессианством, менее способна к синтезу и ненасильственному взаимодействию с другими культурами. Этим отличались в Европе только два государства - Литва и Россия, что наряду с другими условиями способствовало их территориальному росту в определенные периоды.В Литве эта культрная гибкость и компромиссность оказалась менее жизнеспособной.
>
>ух и красиво излагаете Никита :)


Птичьим языком:)))

С уважением,
Никита