От И. Кошкин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.12.2002 12:56:52 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Про евразийство и монголо-русское единение

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Я отдаю себе отчет в том, что этот постинг может поссорить меня со многими участниками

Форума. И хотя надеюсь, что этого не произойдет, я к этому готов.

В последнее время вошла в моду концепция евразийства, живописующая благодетельный союз

монголов и Руси. Монголы-де, придя на Русь, защитили ее от некоей ужасной опасности. Эта

опасность, мол, угрожала не только территориальной целостности Руси, но и самой культуре и

вере. И была эта опасность неодолима. Лишь только бескорыстная помощь монгольских братьев

спасла Русь от того, что было хуже смерти. Потери-де от нашествия сильно преувеличены. Более

того, неизвестно еще, было ли само нашествие. Есть версия, что монголы просто пришли и

вежливо попросили у русских дани, а те, по скотству своему, обусловленному, очевидно,

тлетворным западным влиянием, взяли да и не дали ее. Естественно, добрым монголам для пользы

самих же русских пришлось немного поучить их уму-разуму. Так, мол, было в Козельске и многих

других городах. Гордыня, мол, не дала тупым урусам принять благотворное влияние Востока.

Один уважаемый участник Форума даже как-то обмолвился, что читая "Батыя", Яна не знал, кому

он больше сочувствует - русским или татарам. В самом деле, сложно решить, кто вызывает

большее сочувствие - тупые, косные, зараженные тлетворным западным влиянием всякие

урусо-варяги, защищающие свой дом от нашествия, или благородные пассионарии, вспарывающие

женщинам животы и гонящие по снегам пленных в одних рубахах (а именно этих сцен у Яна

полным-полно). Я бы понял еще, если бы этот участник сказал, что не доверяет эмоциональной

оценке Яна. Но он говорил именно о самом произведении!

На неоднократные мои просьбы обозначить неотвратимую опасность поконкретнее, евразийцы,

обычно упоминают папскую буллу о схизматиках и крестовые походы. Но позвольте, вот было два

крестовых похода на севере. Оба похода один юный князь с малой дружиной и не очень

дисциплинированным городским ополчением разогнал, извините, поганой тряпкой. Он их пальцами

забил. В одиночку. И не вспоминал о них потом. Ах да, были еще угры. Это, правда, не был

крестовый поход - обычное нашествие на соседей, небольшое такое. Ибо их мало того, что

изгнали силами одного княжества, так еще и через некоторое время Даниил имея на Востоке

татар, причем татар враждебных, он с ними воевал, ухитряется разогнать этих самых угров,

приведенных неразумным родичем. В самом деле, страшный враг. "А пруссы! А поморяне!" А что

пруссы-то? Язычники, которые никогда не входили в общее древнерусское государство, не

связанные с ним ни культурными ни родственными связями. Приняли католичество и

ассимилировались. Православные же легко эту "угрозу" отпихивали. Не прерывая своих

собственных внутренних разбирательств, экспансии на северо-восток и сложных взаимоотношений

с домонгольской степью.

А вот после благодетельного пришествия высокоморальных пассионариев маленькая Литва легко,

без боя, присоединяет КУЧУ русских земель. Ибо дает защиту от евразийского единения и

сражается с ним. Или Смоленск был ЗАВОЕВАН?

Ах да, защита православия... Вот только такой смешной вопрос, могло ли в домонгольской Руси

быть так, чтобы польский король ЗАПРЕЩАЛ ремонтировать православные храмы, как он это сделал

на территории киевщины? И не в 16 веке! Или ополячивание огромных когда-то русских

православных территорий - есть благотворное влияние? Вы причину и следствие не путаете,

господа?

Ах на границах Руси всегда были кочевники и монголы от них не очень отличаются, просто

очередная волна пассионариев? Серьезно? Вот только все предыдущие волны, за очень редким

исключением, просто накатывались на окраины, там с ними дрались, оканчивалось же все тем,

что знать роднилась и все эти берендеи, черные клобуки просто входили в состав государства.

на правах порубежников. Это отношения равных, пусть и не дружественных народов. А монголы,

извините, сильно с русскими роднились? Сколько там чингисидских принцесс за русских князей

повыскакивало? Не вспоминается... А все потому, что принцесс за жалких данников НЕ ОТДАЮТ.

За равных себе - отдают, за тех кто выше. А вот за тех, кто ниже - нет.

Понятно, почему теория мирного единения близка татарам. Но вот почему на близка русским? А

вот тут появляется новая интересная точка зрения, озвученная в приватном послании другим

уважаемым участником Форума: "Не надо заострять вопрос, в нашем многонациональном

государстве он взрывоопасен". Вот, собственно, и приехали. Евразийство, это такое

своеобразное течение, которое предписывает русским постраться забыть свою историю (ибо

тюркские евразийцы ни Казань, ни Сибирь, ни ногаев забывать нужным не считают) и слиться в

братском единении в общей семье евразийских народов. Такой русский вариант

политкорректности.

В нашей стране живет много народов. У всех своя история, у всех были проблемы с соседями. Были темные и светлые моменты истории. Есть два подхода к взаимному существованию: переписать историю так, чтобы не обидеть малые тюркские народности (русских можно при этом полоскать по всякому), потом подождать, пока у русских в качестве защитной реакции отрастет исторический шовинизм (уже отрастает в виде всевозможных славянских клубов-культов-движений) и посмотреть - а что из этого получится. Либо признать, наконец, что то, что происходило 600-400-200-100 лет назад было, были набеги, были походы, были насильственные переселения, но теперь у нас другая страна. И память о том, что было, это просто память, а не повод для ненависти или маленьких таких национально-возрожденческих заварушек. Объяснять детям и взрослым, что из того, что 500 лет назад казанцы каждое лето бегали на Русь за рабами, а потом пришел Грозный, снес Казань а население частью перебил частью выселил не следует, что через 500 лет нужно продолжать эту войну. Потому то после этого прошло время и русские и татары воевали, строили, открывали новое в одной общей стране.

С уважением,
И. Кошкин