От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К Kazak Ответить по почте
Дата 22.12.2002 19:17:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ну-ну...

О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ СОЮЗА ССР
529
И. СТАЛИН

Далее имеется предложение дополнить вторую главу проекта Конституции новой статьей, содержание которой сводится к тому, что автономные советские социалистические республики при достижении соответствующего уровня хозяйственного и культурного развития могут быть преобразованы в союзные советские социалистические республики. Можно принять это предложение? Я думаю, что не следует его принимать. Оно неправильно не только со стороны его содержавния но и со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйственой и культурной их зрелостью, также как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономий республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход. Татарская Республика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот. То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной республикой.
Каковы те признаки, наличие которых дает основание
перевода автономных республик в разряд союзных республик?
Их, этих признаков, — три.
Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной,
не окруженной со всех сторон территорией СССР. Почему?
Потому что если за Союзной республикой сохраняется право
выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика
ставшая Союзной, имела возможность логически и фактически
поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос
может поставить только такая республика, которая, скажем
граничит с каким-либо иностранным государством и, стало
быть, не окружена со всех сторон территорией СССР. Конечно
у нас нет республик, которые фактически ставили бы вопрос о
выходе из СССР. Но раз остается за Союзной республикой
право выхода из СССР, то надо обставить дело так, чтобы
это право не превращалось в пустую и бессмысленно бумажку Возьмем, например, Башкирскую или Татарскую Республику. Допустим, что эти автономные республики перевели в разряд союзных республик. Могли ли бы они поставить вопрос логически и фактически о своем выхоже из СССР? Нет, не могли бы. Почему? Потому что они со всех сторон окружены советскими республиками и областями и им, собственно говоря, некуда выходить из состава СССР. Поэтому перевод таких республик в разряд союзных республик был бы неправилен.
Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, — они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.
В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо прибрали бы ее к рукам.
Я думаю, что без наличия этих трех объективных признаков было бы неправильно в настоящий исторический момент ставить вопрос о переводе той или иной автономной республики в разряд союзных республик.