|
От
|
Frederick
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
08.01.2001 22:25:26
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
Exeterу: Полная история крейсера ПВО ''Якоб ван Хеемскерк''
Добрый вечер
Будут какие-нибудь замечания, дополнения?
Заказан в 1935 году. Заложен на верфи ''Nederlandse Scheepsbouw Mij'' в Амстердаме (Голландия) 31 октября 1938 года под номером 274. Спущен на воду 16 сентября 1939 года. 10 мая 1940 года, когда началось немецкое вторжение, крейсер находился в своем доке в Амстердаме. К вечеру 10 мая 1940 года крейсер, приняв на борт 6 пулеметов 20-мм, под командованием A. van Foreest вышел в Северное море, где встретил 2 английских эсминца, которые после проверки пропустили его к берегам Англии. 11 мая 1940 года крейсер достиг устья Темзы (Англия). 12 мая 1940 года вышел из Даунса в Портсмут, куда прибыл 13 мая 1940 года. 14 мая 1940 года командование принял коммандор van Holthe. 18 мая 1940 года королева Нидерландов Вильгельмина посетила все голландские военные корабли в Портсмуте. 25 мая 1940 года крейсер покинул Портсмут и взял курс на Фалмут, он должен был перевезти принцессу Джулиану и ее двух дочерей в Канаду, однако для выполнения этого задания корабль не подходил: на нем не были установлены гирокомпас и система управления огня, действовали лишь 20-мм автоматы. 2 июня 1940 года крейсер прибыл в английский порт Милфорд Хейвен в проливе Святого Георга, где на борт легкого крейсера ''Суматра'' была взята королевская семья. Вечером того же дня оба корабля вышли в Канаду, причем ''JVH'' сопровождал ''Суматру'' на случай каких-нибудь происшествий. 11 июня 1940 года оба корабля прибыли в порт Галифакс (Канада), во время перехода через Атлантический океан корабли потеряли друг друга, а на борту ''JVH'' случился небольшой пожар. 25 июня 1940 года крейсер покинул Галифакс (Канада) и отправился в Англию, за время стоянки на нем был установлен гирокомпас. 2 июля 1940 года завершил переход через Атлантический океан в английском порту Фалмут, переход совершен без происшествий. 10 июля 1940 года легкий крейсер начинает переделываться в крейсер ПВО, английская система управления огнем признана непрактичной и установлена новая, устанавливается 5 двойных орудий 102-мм, их размещают в 3 башнях и на наращенном полубаке вместо лож торпедных аппаратов, устанавливаются зенитные орудия 40-мм, 20-мм зенитные автоматы остаются. 11 февраля 1941 года крейсер ПВО вступил в строй. 17 февраля 1941 года вышел из Портсмута в Скапа-Флоу (Оркнейские о-ва), куда прибыл 20 февраля 1941 года для проведения артиллерийских стрельб. 29 марта 1941 года из устья реки Клайд (Южная Шотландия) вышел на свою первую операцию: вместе с несколькими английскими эсминцами провести маленький конвой в Исландию. 8 апреля 1941 года выполнив задание вернулся на реку Клайд. С этого момента в его обязанности входило конвоирование атлантических конвоев в Ирландском море, один или два раза проводил конвои в Исландию, несколько раз командир крейсера назначался начальником конвоя. 7 июля 1941 года во время проводки лайнера ''Avila Star'' по Бристольскому заливу (юго-западная Англия) подвергся нападению нескольких немецких бомбардировщиков, однако сумел выставить настолько плотный заградительный огонь, что немцы прервали атаку. 2 сентября 1941 года встал на капитальный ремонт в Белфасте (Северная Ирландия), до этого времени он эскортировал свыше 200 судов без единой потери. В начале октября 1941 года после выхода из ремонта направлен в прикрытие авианосца ''Indomitable'', в то время как тот проходил испытания в Ирландском море. После этого снова охранял суда в Ирландском море. 19 декабря 1941 года, во время проводки очередного конвоя, подвергся нападению немецкого самолета ''He-115'', сумел отбить несколько его атак, однако самолет зашел со стороны, где на линии огня крейсера находилось несколько торговых судов, и успешно сбросил несколько бомб на большой английский танкер ''Ludellum''. 12 января 1942 года крейсер в составе конвоя из 25 кораблей отправился из порта Бангор (Уэльс, Ирландское море) в Ост-Индию для борьбы с Японией. Дозаправился на Азорских островах и 25 января 1942 года прибыл во Фритаун (Сьерра-Леоне). После небольшого ремонта через несколько дней вышел в Южную Африку. 21 февраля 1942 года прибыл в Коломбо (Шри-Ланка), где произвел дозаправку, и вышел в Тринкомали (Шри-Ланка). 28 февраля 1942 года достиг Голландской Ост-Индии и получил телеграмму о сражении в Яванском море, к вечеру узнав о захвате Голландской Ост-Индии японцами отправился обратно в Коломбо. 1 марта 1942 года на пути в Коломбо в 200 милях к юго-западу от Зондского пролива крейсер был обнаружен японским разведывательным самолетом, который навел на него 9 японских бомбардировщиков, в результате боя ни одна бомба не попала в цель, японцы ушли без потерь. 6 марта 1942 года пришел в Коломбо и вовремя, т.к. топлива оставалось на крейсере всего 1%. 30 марта 1942 года в точке рандеву к югу от о-ва Цейлон он соединился с английскими крейсером ''Emerald'', авианосцем ''Hermes'' и австралийским эсминцем ''Vampire'', после чего 31 марта 1942 года вошел в состав соединения ''В'' Британского Восточного флота. 5 апреля 1942 года Восточный флот прибыл на атолл Адду (южный в гряде Мальдивских о-вов), где была устроена база снабжения топливом, в тот же день соединение ''В'' покинуло атолл Адду и вышло на поиски японского флота, который вел крейсерскую войну в Индийском океане. 9 апреля 1942 года вошел в состав соединения ''А'' и вышел из Тринкомали в Бомбей (Индия), куда прибыл 13 апреля 1942 года. 21 апреля 1942 года провел артиллерийские стрельбы. 30 апреля 1942 года в составе флота прибыл на Сейшельские о-ва, где команда обнаружила серьезную неисправность, и в тот же день крейсер ушел в Южную Африку для ремонта. С середины мая 1942 года стоял на ремонте в Кейптауне (ЮАР). 26 июня 1942 года некоторые члены команды, узнав об окончании ремонта и о продолжении плавания попытались дезертировать, но были силой задержаны на борту. 27 апреля 1942 года вышел в составе конвоя в Дурбан (ЮАР) имея некомплект экипажа в 8 человек. После возвращения из Дурбана, вышел в составе конвоя с 7 большими судами с военными материалами 4 июля 1942 года из Кейптауна на Средний Восток. На совещании на борту английского линкора ''Warspite'' было решено присоединить крейсер к соединению ''А'' в Коломбо. 30 июля 1942 года прибыл в Коломбо. 31 июля 1942 года в составе соединения ''А'' вышел из Коломбо на поиск двух японских крейсеров в Бенгальском заливе. Японские крейсера не были найдены и флот вернулся в Коломбо. 10 августа 1942 года в составе соединения ''В'' вышел из Коломбо на совместные учения с соединением ''А'', которые продолжались до начала сентября 1942 года. 6 сентября 1942 года вышел из Килиндони (о-в Мафия, побережье Танзании), сопровождая английский авианосец ''Illustrious'', английский крейсер ''Birmingham'', голландские эсминцы ''Van Galen'' и ''Tjerk Hiddes'' и еще один английский эсминец. Целью похода являлся о-в Мадагаскар. Эскадра встретилась с другими боевыми кораблями и начала боеыве действия. 18 сентября 1942 года вишисткой администрации о-ва был предъявлен ультиматум, после которого французы вскоре капитулировали. Крейсер возвратился в Килиндони вместе с английским линкором ''Warspite'' и 2 эсминцами для чистки котлов. 11 октября 1942 года крейсер и голландские эсминцы ''Tjerk Hiddes'' и ''Van Galen'' вышли из Килиндони во Фримантл (недалеко от Перта, Юго-Западная Австралия). Они прибыли 25 октября 1942 года, где вошли в состав Австралийского флота. В конце ноября –начале декабря 1942 года провел несколько небольших конвоев. Во время долгого эскорта очередного конвоя, 28 октября 1942 года вместе с австралийским легким крейсером ''Adelaide'' заметили неизвестное судно. ''JVH'' дал предупредительный залп и команда немецкого блокадопрорывателя ''Ramses'' (а это был именно он, следовал в Европу) быстро затопила его. Уцелевшие, около 90 человек включая 10 пленных норвежцев, были подобраны крейсером ''Adelaide'' и конвой пошел дальше, позже к ним присоединился однотипный голландский легкий крейсер ''Tromp''. В середине февраля 1943 года участвовал в конвое по Индийскому океану больших лайнеров ''Queen Mary'', ''Aquitania'', ''Isle de France'', ''Nieuw Amsterdam'' и ''Queen of Bermuda'', на которых перевозились части австралийской пехотной дивизии. Кроме него в охранение входили 2 английских крейсера, голландский легкий крейсер ''Tromp'', голландский эсминец 'Van Galen'', другой голландский эсминец, ''Tjerk Hiddes'' присоединился в конце пути. Весь конвой собрался в Сиднее (Австралия), кроме лайнера ''Nieuw Amsterdam'', который присоединился на пути в Мельбурн (Австралия), куда они прибыли 27 февраля 1943 года. ''JVH'' остался здесь для срочного ремонта и модификации, в ходе которой на него установили новые 20-мм автоматы, новые радары и другое. Ремонт продлился до середины апреля 1943 года, после чего он вышел во Фримантл. В мае 1943 года командир крейсера капитан van Holthe был заменен на капитана Harmsen, который до этого командовал ''Campbeltown'' неудачным ''Isaac Sweers''. Первым заданием нового командира стало охранение лайнера ''Nieuw Amsterdam'' на пути в Веллингтон (Новая Зеландия). После этого крейсер до декабря 1943 года занимался проводкой конвоев в районе Австралии. К концу 1943 года крейсеру потребовался срочный капитальный ремонт, который мог быть выполнен только в Англии. 14 декабря 1943 года покинул Австралию и взял курс на Средиземное море. 7 января 1944 года, пройдя Суэцким каналом прибыл в порт Ла-Валетта (о-в Мальта). 9 января 1944 года прибыл в порт Алжир (Алжир). 14 января 1944 года прибыл в Гибралтар, где командующий английскими военно-морскими силами на Средиземном море заявил, что ему необходим крейсер ПВО для проводки важных войсковых конвоев по Средиземному морю. Следующие 5 месяцев крейсер использовался в эскорте конвоев в Италию или из нее, т.е. в тех зонах Средиземного моря, которые еще контролировались Люфтваффе. 10 апреля 1944 года крейсер шел в составе конвоя UGS 38, который находился между портом Алжиром и о-вом Мальорка. Сразу после полудня с востока, со стороны облаков, появился немецкий разведывательный самолет. В 9 часов вечера неожиданно конвой обнаружил 5 немецких самолетов, идущих на большой скорости над самой поверхностью воды. Через несколько минут несколько торпед, сброшенных с самолетов попали в цель. К несчастью, судно ''Paul Hamilton'' было нагружено боеприпасами и после попадания торпеды взорвалось. 3 других судна были повреждены, причем одно настолько, что затонуло не успев дойти до порта назначения. Крейсер, имея на борту ''асдик'', смог уклониться от двух торпед, одна из которых попала в американский эсминец ''Lansdale'', который разломился пополам и затонул. 27 мая 1944 года в командование крейсером вступил капитан van den Donker, заменив капитана Harmsen. 9 июня 1944 года вышел со Средиземного моря в Ливерпуль (Англия), куда прибыл 14 июня 1944 года. В Ливерпуле крейсер встал на капитальный ремонт до самого конца войны и в боевых действиях уже не участвовал. 25 июля 1945 года пришел в Амстердам (Голландия), тем самым став первым голландским военным кораблем, пришедшим в Голландию с начала войны. В сентябре 1945 года вышел из Голландии в Индонезию. 22 июля 1946 года вышел в свой последний межокеанский поход - из Индонезии обратно в Голландию. 12 марта 1951 года сразу по прибытии в порт Флиссинген (Нидерланды) на крейсере оборудован штаб окружного военно-морского начальника. С конца сентября 1951 года использовался как учебное судно. С 1 октября 1954 года судно полностью несамоходно. 20 ноября 1969 года выведен из состава Голландских Военно-Морских Сил. 27 февраля 1970 года исключен из списков флота. 23 июня 1970 года продан на слом компании ''Van Castricum & Co'' в Роттердаме за fl 696.700. В июле того же года перепродан компании ''Alicante''.
С уважением